О чем писала «СБ» 6 мая
06.05.2022 08:45:00
1938 г.
Отправиться в путешествие сегодня проще простого. В одном только Минске несколько десятков туристических агентств. В конце 1930‑х ситуация была иная. Попасть на отдых и экскурсии граждане могли лишь с помощью специальной организации — «Белбюро путешествий», которая реализовывала путевки по СССР.
Об их наличии на конкретные месяцы обычно сообщалось через прессу. Более подробную информацию предоставляли уже лично, но если возможности приехать и пообщаться со специалистами бюро не было (например, в том случае, когда человек жил далеко от столицы), выручал проспект с детальным описанием маршрута и стоимости поездки. Желающим путешествовать его высылали по почте. Реклама услуг организации напечатана на последней странице номера.
1945 г.
«В СССР выпущено 10 миллиардов книг» — узнаем из заголовка на четвертой полосе газеты. Любопытную статистику предоставило информационное агентство ТАСС. Подсчеты велись вплоть до мая 1945 года и направлялись в крупные газеты Советского Союза. Ознакомиться с цифрами можно по разным жанрам произведений. Относительно классики, например, говорится, что с 1928-го и на момент выхода публикации произведения Пушкина выпущены на 72 языках. Их тираж — около 32 миллионов экземпляров книг. Собрания сочинений Льва Толстого напечатаны на 65 языках в количестве почти 24 миллионов, Максима Горького — на 66 языках тиражом 42 миллиона. Впечатляет, не правда ли? Кроме того, обращаем внимание на такой любопытный факт: литература в стране выпускалась на 111 языках. Автор в том числе рассуждает и об издании печатной продукции во время Великой Отечественной:
«Только за годы Отечественной войны советские издательства выпустили 67 тысяч книг и брошюр, тираж которых превышает 1 миллиард экземпляров… Выпущено много книг о героических подвигах советских воинов, стахановских делах тружеников тыла. Читатели фронта и тыла получили миллионы экземпляров книг Алексея Толстого, Шолохова, Соболева, Симонова, Вас. Гроссмана, Горбатова и других советских писателей».
1950 г.
Накануне Дня радио — 7 мая — рассказывается о достижениях в этой сфере. Только за последний год в Беларуси установили свыше 13 тысяч радиоточек. «Нет теперь оторванных от мира деревушек, — сообщает автор. — Нет теперь медвежьих углов в Белоруссии». К слову, за работу в самых отдаленных участках страны тогда отвечало «Союзтехрадио». Причем только в сельской местности работники конторы в 1950-м построили 11 радиоузлов. Больше подробностей — в материале «Радиофикация городов и сел Белоруссии»:
«В городах и районных центрах Барановичской, Гродненской, Пинской, Молодечненской областей построены и работают десятки радиоузлов… Радио ныне обычное явление не только в городах, его слушают десятки тысяч трудящихся сел и деревень республики».
1958 г.
Праздничный день для Минского тракторного завода. С конвейера сошел стотысячный трактор. Материал с одноименным названием размещен на первой полосе. Гордость большого коллектива понятна: событие нерядовое. Производственная победа осталась и в памяти читателей «Советской Белоруссии». Узнать об этом могут и современники:
1990 г.
Бывая в путешествиях, мы обычно покупаем сувениры. Памятные вещицы надолго остаются в доме и напоминают о приятных моментах. Художник Минского фарфорового завода Леонид Малышев придумал свой вариант. Его идея — рисовать на тарелках памятники архитектуры XVI-XVII столетий. Заметка об этом опубликована под лаконичным названием — «Белорусский сувенир».
«Почему, приезжая в любой город Германии, Чехословакии, можно купить тарелку-сувенир в каждом киоске, а у нас это редкость?» — вопрошает автор. Наладить их производство, конечно, дело непростое, но нет ничего невозможного. Главное — уловить нюансы наложения изображения, уверен он: «Рисунок этот особенный, надо учесть выпуклый объем изделия, четкость форм, подобрать краски, как в натуре».
Хорошо, что сейчас купить сувениры в Беларуси гораздо проще. И это не только оригинальная посуда. Изделия из льна, куклы в народных костюмах, магниты, наборы шоколада, книги о наших достопримечательностях — чего только мы не предлагаем туристам. Приобрести продукцию можно как в крупных магазинах вроде ЦУМа или ГУМа, так и на вокзале или в аэропорту перед выездом домой.
2005 г.
В преддверии Дня Победы в газете много материалов о событиях Великой Отечественной. К примеру, на первой полосе репортаж «По огненному маршруту». В нем рассказывается о встрече Президента с участниками акции «Эшелон Победы». 60 ветеранов из Беларуси и России прибыли в Брест. Здесь они пересели в специальный поезд, стилизованный под 1940-е. Состав проследовал на московскую сторону Брестского вокзала. Именно здесь в 1945-м останавливались по дороге домой тысячи советских солдат — освободителей Европы. Приводим выдержки из материала:
«Гости города над Бугом вынесли из поезда символическое знамя Победы и закрепили его на одном из бронетранспортеров, на которых ветераны добрались с вокзала до Брестской крепости. Здесь знамя было передано на постоянное хранение в музей. А вечером на площади Церемониалов мемориального комплекса развернулся следующий этап торжества — митинг-реквием «Победа — одна для всех». В этой части акции принял участие Александр Лукашенко и мэр Москвы Юрий Лужков…
Президент, выступая перед ветеранами, заявил, что главным направлением миролюбивой внешней политики Беларуси является укрепление братских отношений с Россией:
— Наша общая Победа в Великой Отечественной войне показала: только вместе, объединившись, наши страны смогут достойно противостоять любой угрозе, — подчеркнул Александр Лукашенко. Он также особо отметил, что одним из приоритетов российского вектора белорусской внешней политики является расширение и углубление деловых и культурных связей с Москвой — давним другом и партнером Беларуси.
По мнению Президента, прекрасным примером этого взаимодействия станет Международная общественно-культурная акция «Эшелон Победы».
Отправиться в путешествие сегодня проще простого. В одном только Минске несколько десятков туристических агентств. В конце 1930‑х ситуация была иная. Попасть на отдых и экскурсии граждане могли лишь с помощью специальной организации — «Белбюро путешествий», которая реализовывала путевки по СССР.
Об их наличии на конкретные месяцы обычно сообщалось через прессу. Более подробную информацию предоставляли уже лично, но если возможности приехать и пообщаться со специалистами бюро не было (например, в том случае, когда человек жил далеко от столицы), выручал проспект с детальным описанием маршрута и стоимости поездки. Желающим путешествовать его высылали по почте. Реклама услуг организации напечатана на последней странице номера.
1945 г.
«В СССР выпущено 10 миллиардов книг» — узнаем из заголовка на четвертой полосе газеты. Любопытную статистику предоставило информационное агентство ТАСС. Подсчеты велись вплоть до мая 1945 года и направлялись в крупные газеты Советского Союза. Ознакомиться с цифрами можно по разным жанрам произведений. Относительно классики, например, говорится, что с 1928-го и на момент выхода публикации произведения Пушкина выпущены на 72 языках. Их тираж — около 32 миллионов экземпляров книг. Собрания сочинений Льва Толстого напечатаны на 65 языках в количестве почти 24 миллионов, Максима Горького — на 66 языках тиражом 42 миллиона. Впечатляет, не правда ли? Кроме того, обращаем внимание на такой любопытный факт: литература в стране выпускалась на 111 языках. Автор в том числе рассуждает и об издании печатной продукции во время Великой Отечественной:
«Только за годы Отечественной войны советские издательства выпустили 67 тысяч книг и брошюр, тираж которых превышает 1 миллиард экземпляров… Выпущено много книг о героических подвигах советских воинов, стахановских делах тружеников тыла. Читатели фронта и тыла получили миллионы экземпляров книг Алексея Толстого, Шолохова, Соболева, Симонова, Вас. Гроссмана, Горбатова и других советских писателей».
1950 г.
Накануне Дня радио — 7 мая — рассказывается о достижениях в этой сфере. Только за последний год в Беларуси установили свыше 13 тысяч радиоточек. «Нет теперь оторванных от мира деревушек, — сообщает автор. — Нет теперь медвежьих углов в Белоруссии». К слову, за работу в самых отдаленных участках страны тогда отвечало «Союзтехрадио». Причем только в сельской местности работники конторы в 1950-м построили 11 радиоузлов. Больше подробностей — в материале «Радиофикация городов и сел Белоруссии»:
«В городах и районных центрах Барановичской, Гродненской, Пинской, Молодечненской областей построены и работают десятки радиоузлов… Радио ныне обычное явление не только в городах, его слушают десятки тысяч трудящихся сел и деревень республики».
1958 г.
Праздничный день для Минского тракторного завода. С конвейера сошел стотысячный трактор. Материал с одноименным названием размещен на первой полосе. Гордость большого коллектива понятна: событие нерядовое. Производственная победа осталась и в памяти читателей «Советской Белоруссии». Узнать об этом могут и современники:
«О том, что в первых числах мая коллектив предприятия должен дать стотысячный трактор, на заводе, собственно, знали уже давно. Все трудились здесь в последние дни особенно дружно. Рабочие, инженеры, техники, ветераны производства и те, кто недавно пришел к станку, — все стремились внести свой посильный вклад, горели одним желанием — как можно скорее выпустить стотысячную машину. И вот настал этот радостный час».
1982 г.
«В любой семье, пользующейся холодильником «Минск», добрым словом отзываются о мастерах, которые делают их. Коллектив завода год от года радует домашних хозяек выпуском новых моделей холодильников. И каждая из них более совершенна, наделена рядом дополнительных удобств… В одиннадцатой пятилетке минчане начали выпускать холодильники «Минск-22». Его объем — 350 литров — самый большой из выпускаемых в стране, а удельный расход энергии на треть меньше, чем в предыдущих моделях», — говорится в заметке, посвященной Минскому заводу холодильников. И спустя годы, несмотря на конкуренцию с западными фирмами, продукция все так же востребована. Ее ассортимент обновляется, модели становятся еще более совершенными: «Атлант» производит морозильники, стиральные машины, торговое оборудование. Частица истории белорусского промышленного гиганта — в заметке «МЗХ» — марка известная».
«В любой семье, пользующейся холодильником «Минск», добрым словом отзываются о мастерах, которые делают их. Коллектив завода год от года радует домашних хозяек выпуском новых моделей холодильников. И каждая из них более совершенна, наделена рядом дополнительных удобств… В одиннадцатой пятилетке минчане начали выпускать холодильники «Минск-22». Его объем — 350 литров — самый большой из выпускаемых в стране, а удельный расход энергии на треть меньше, чем в предыдущих моделях», — говорится в заметке, посвященной Минскому заводу холодильников. И спустя годы, несмотря на конкуренцию с западными фирмами, продукция все так же востребована. Ее ассортимент обновляется, модели становятся еще более совершенными: «Атлант» производит морозильники, стиральные машины, торговое оборудование. Частица истории белорусского промышленного гиганта — в заметке «МЗХ» — марка известная».
1990 г.
Бывая в путешествиях, мы обычно покупаем сувениры. Памятные вещицы надолго остаются в доме и напоминают о приятных моментах. Художник Минского фарфорового завода Леонид Малышев придумал свой вариант. Его идея — рисовать на тарелках памятники архитектуры XVI-XVII столетий. Заметка об этом опубликована под лаконичным названием — «Белорусский сувенир».
«Почему, приезжая в любой город Германии, Чехословакии, можно купить тарелку-сувенир в каждом киоске, а у нас это редкость?» — вопрошает автор. Наладить их производство, конечно, дело непростое, но нет ничего невозможного. Главное — уловить нюансы наложения изображения, уверен он: «Рисунок этот особенный, надо учесть выпуклый объем изделия, четкость форм, подобрать краски, как в натуре».
Хорошо, что сейчас купить сувениры в Беларуси гораздо проще. И это не только оригинальная посуда. Изделия из льна, куклы в народных костюмах, магниты, наборы шоколада, книги о наших достопримечательностях — чего только мы не предлагаем туристам. Приобрести продукцию можно как в крупных магазинах вроде ЦУМа или ГУМа, так и на вокзале или в аэропорту перед выездом домой.
2005 г.
В преддверии Дня Победы в газете много материалов о событиях Великой Отечественной. К примеру, на первой полосе репортаж «По огненному маршруту». В нем рассказывается о встрече Президента с участниками акции «Эшелон Победы». 60 ветеранов из Беларуси и России прибыли в Брест. Здесь они пересели в специальный поезд, стилизованный под 1940-е. Состав проследовал на московскую сторону Брестского вокзала. Именно здесь в 1945-м останавливались по дороге домой тысячи советских солдат — освободителей Европы. Приводим выдержки из материала:
«Гости города над Бугом вынесли из поезда символическое знамя Победы и закрепили его на одном из бронетранспортеров, на которых ветераны добрались с вокзала до Брестской крепости. Здесь знамя было передано на постоянное хранение в музей. А вечером на площади Церемониалов мемориального комплекса развернулся следующий этап торжества — митинг-реквием «Победа — одна для всех». В этой части акции принял участие Александр Лукашенко и мэр Москвы Юрий Лужков…
Президент, выступая перед ветеранами, заявил, что главным направлением миролюбивой внешней политики Беларуси является укрепление братских отношений с Россией:
— Наша общая Победа в Великой Отечественной войне показала: только вместе, объединившись, наши страны смогут достойно противостоять любой угрозе, — подчеркнул Александр Лукашенко. Он также особо отметил, что одним из приоритетов российского вектора белорусской внешней политики является расширение и углубление деловых и культурных связей с Москвой — давним другом и партнером Беларуси.
По мнению Президента, прекрасным примером этого взаимодействия станет Международная общественно-культурная акция «Эшелон Победы».