Новое — это и несколько забытое старое. Но с учетом современных требований

Отлаженная система централизованного технического обслуживания машинно-тракторного парка дает возможность оперативно решать любые задачи. Как снизить удельные затраты на ремонт, где искать резервы увеличения среднегодовой наработки агрегатов, как решается проблема кадрового обеспечения инженерно-технической сферы АПК, что дает аграриям многоуровневая система техсервиса доильных залов и холодильного оборудования? На эти вопросы корреспондента «БН» отвечал заместитель генерального директора РО «Белагросервис» Владимир МИСЬКО.

Централизация сложных видов ремонта и гарантийного обслуживания позволяет сократить затраты на 15—20 процентов.

Отлаженная система централизованного технического обслуживания машинно-тракторного парка дает возможность оперативно решать любые задачи. Как снизить удельные затраты на ремонт, где искать резервы увеличения среднегодовой наработки агрегатов, как решается проблема кадрового обеспечения инженерно-технической сферы АПК, что дает аграриям многоуровневая система техсервиса доильных залов и холодильного оборудования? На эти вопросы корреспондента «БН» отвечал заместитель генерального директора РО «Белагросервис» Владимир МИСЬКО.

— Владимир Григорьевич, достаточно ли надежны сегодня технические тылы сервисных служб республики?

— Они обеспечивают увеличение ресурсов машин и механизмов, и качественное, а главное — своевременное проведение профилактических работ здесь на первом месте. Но, к сожалению, морально устаревшая нормативная база по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники зачастую просто не может быть использована для применения современных технических средств. Приведу только один факт… Более 20 лет уже не корректировались имеющиеся нормативные материалы и документы по сервисному обслуживанию, а ведь жизнь не стоит на месте. Вот и приходится, как говорится, топтаться на месте. А ведь основные принципы организации и функционирования системы технического сервиса предусматривают плановость, оперативность, надежность, управляемость и экономичность. Это те киты, на которых держится наша работа.

— Но, судя по технической обеспеченности райагросервисов, возможности у них разные?

— Безусловно… Но вначале необходимо отметить, что во всех 118 районах мы рассматриваем эти организации, в первую очередь, как инженерные центры на местах. Они должны выполнять полный комплекс услуг по материально-техническому обеспечению всех сельхозпредприятий отдельно взятого района. В каждом райцентре имеется пункт обслуживания энергонасыщенных тракторов, которых, кстати, в республике более 2,5 тысячи, другой сложной сельхозтехники. Постоянно ведется учеба кадров по самым различным направлениям — топливная аппаратура, гидравлика, электрооборудование, автоматика и электроника.

Что касается конкретно вашего вопроса, то скажу, что где у райагросервисов сохранилась и развивалась добротная материально-техническая база, там и возможности для проведения работ неизмеримо выше. В качестве положительного примера можно назвать Мозырский, Светлогорский райагросервисы, где проведена коренная модернизация всего оборудования. Отлично и с перспективой работают также в Верхнедвинске. Отстают пока в Лепельском, Городокском, Миорском, Ушачском районах. Но им, как и другим, есть с кого брать пример.

— Насколько зарекомендовали себя дилерские центры, которые созданы на базе райагросервисов?

— Несомненно, централизация сложных видов технического обслуживания позволяет сократить удельные затраты на ремонт на 15—20 процентов, почти на треть снизить устранение последствий отказов тракторов, до двух раз сократить продолжительность проведения планового текущего ремонта по результатам диагностирования, а главное — увеличить среднегодовую наработку машин в два, два с половиной раза. Сейчас во всех регионах работают дилерские центры «Гомсельмаша», Минского тракторного и автомобильного заводов, лидских сельхозпредприятий. Они взяли на себя даже функции послегарантийного сервисного обслуживания. Так, созданы 19 специальных предприятий, которые будут производить ремонт и обкатку основных узлов энергонасыщенных тракторов «Беларус-3022». Совместно с учеными разрабатывается специальная нормативно-техническая документация. На эту работу отведено 4,5 месяца.

К сожалению, существующая сейчас дилерская сеть не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к современным методам ведения сельскохозяйственного производства. В период проведения массовых полевых работ, когда весь технологический процесс рассчитан буквально по часам, любой простой техники отрицательно сказывается на конечных результатах. Из-за большой зоны обслуживания, а это в среднем 6—8 районов, как следствие — большие расстояния от дилерских центров до сельхозорганизаций, зачастую техника неоправданно долго простаивает в ожидании приезда специалистов. Поэтому сейчас стоит задача расширения дилерской сети до одного центра на три административных района. Это позволит сократить время ожидания до одного часа.

Вместе с тем, думаю, что становление технического сервиса должно осуществляться поэтапно, исходя из опыта функционирования в нашей республике трехуровневой структуры ремонтно-обслуживающей базы АПК. Развитие сети дилерских предприятий фирменного технического сервиса позволит увеличить их долю участия в оказании услуг сельским товаропроизводителям до 35—40 процентов.

— Насколько известно, трехуровневая система обслуживания внедряется также для доильных залов и холодильного оборудования?

— Совершенно верно. Такая система позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее. Ведь не напрасно утверждают, что для Беларуси молоко, как для России — нефть. Не секрет, что основные доходы наших аграриев именно от продукции животноводства. В сельхозорганизации республики уже поставлено 575 доильных залов, в основном отечественного производства. Сначала на каждом комплексе или ферме должен функционировать пункт технического обслуживания со слесарем для проведения несложных ремонтов.

Второй уровень включает базовые сервисные центры райагросервисов с использованием баз станций технического обслуживания животноводческого оборудования. Специалисты таких центров должны проводить монтаж и пусконаладочные работы доильного и холодильного оборудования, его гарантийное техническое обслуживание. Кстати, 27 базовых райагросервисов, или так называемых спецточек, для таких работ уже созданы. Так, в Гомельской области заключены договора с ОАО «Гомельагрокомплект» на гарантийное и сервисное обслуживание производимых ими доильных залов. С фирмой «Вестфалия» такие же договора заключили сервисные центры на Гродненщине и Брестчине.

Третий уровень — это республиканский координационный центр при РО «Белагросервис». Он должен выполнять функции дилера, влиять на ценообразование при закупке оборудования, иметь нормативный запас комплектующих, обеспечивать координацию действий базовых предприятий.

— В последнее время довольно часто встает вопрос и с запасными частями к современной технике…

— Здесь, можно сказать, возвращаемся к истокам — возрождаем систему учета и распределения, которая наработана еще десятки лет назад и отлично себя зарекомендовала. Особенно это касается импортозамещения, ведь у нас на обслуживании около 350 импортных тракторов, а также комбинированные посевные агрегаты, кормоуборочные машины, косилки. В каждой области должно быть предприятие, которое займется изготовлением быстроизнашивающихся деталей. Что скрывать, мы в основном закупаем их за рубежом и немало переплачиваем. Скажем, в Италии пять заводов занимаются выпуском только запасных частей. Сейчас мы изготавливаем порядка 450 наименований деталей по импортозамещению, но этого явно недостаточно. Надо выходить на две, две с половиной тысячи. Это одна из основных задач, которая стоит перед нами в ближайшие годы.

Беседовал Александр ШЕВКО, «БН»
НА СНИМКЕ: Работы по восстановлению шин грузового автомобиля выполняют мастера-наладчики шинно-монтажного участка КУПП «Березарайагросервис» Дмитрий ДЕМИДОВИЧ и Валерий ЧИБУК
Фото Владимира ШЛАПАКА, «БН», Сергея БОБРОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter