Как на Щучинщине отмечают Рождество

Ночь чудес и тайн

В костеле Святой Терезы Авильской праздничное настроение царит задолго до самого торжества. Идет время Адвента — подготовки к дню рождения Сына Божьего, когда католическая церковь напоминает верующим о необходимости совершать добрые таинства.


Библейский сюжет оживает

Щучинский костел украшают не только внутри, но и снаружи. Во время нашего визита верующие только выносили декорации, которые весь год бережно хранились в костеле. Возле яслей с младенцем на руках замерли Святая Мария, Иосиф, ангел и три волхва… Библейский сюжет словно ожил. Вечером здесь включают подсветку и музыку, которая не оставляет щучинцев равнодушными. В костеле на праздник на самом видном месте у алтаря выставляют ясли, в которых лежит младенец ­Иисус. А еще повсюду много украшенных елей.

— Наш костел — образец провинциально-классической архитектуры первой половины XIX века, — рассказывает историю храма настоятель прихода Святой Терезы Авильской в Щучине отец Андрей Агель. — Здание костела имеет вытянутую по продольной оси крестово-купольную композицию, доминирующее положение в которой занимает высокий купол над средокрестьем. Необычайно красивым храм делают трехчетвертные колонны дорического ордера, скромный набор пластических деталей и развитый антаблемент. Внутри костела разместились семь алтарей, а еще здесь есть небольшой погреб, предназначенный для захоронения основателей храма.

В 1822 году в Щучине по инициативе князя Ксаверия Друцкого-Любецкого началось строительство нового кирпичного костела, а в 1828-м в нем прошли первые службы. Также был построен монастырь. Потом он долго находился в аварийном состоянии. И лишь в 1927 году сюда вернулись отцы-пиары и подарили монастырю новую жизнь. 

Каждый праздник в Щучине всегда интересный, но Рождество ждут с особым трепетом. Оно собирает близких за одним столом и напоминает о святом и сокровенном. 

— 24 декабря, с первой звездой на небе, в каждом католическом доме собирается вся семья, чтобы испытать великую радость всенощного ужина, который более двух тысяч лет назад принесла эта ночь всем людям доброй воли, — рассказывает отец Андрей. — На стол под белую скатерть кладут горсть сена, которое символизирует ясли, где спал маленький ­Иисус в Вифлееме. На стол ставят только постные блюда. После общей молитвы все берут оплатки и обмениваются ими. 

Особенно любят Рождество дети. По католической традиции в этот день к ним приходит с подарками Святой Николай.


Тайные ходы

Из реликвий наряду со старинными книгами священниками издавна бережно хранится в церкви Святой Терезы «Приходская летопись», которая была написана в 1800 году и касалась жизни и деятельности Юзефа Каласанса — основателя ордена пиаров. Она содержит уникальные сведения об истории Щучина, который в то время принадлежал княжескому роду Сципионов. Священникам даже удалось сохранить архивы во время Великой Отечественной войны, но все они были практически утеряны в 1970-е годы. Еще один необычный факт: при реконструкции монастыря наткнулись на два загадочных подземных коридора, выложенных кирпичом, вот только их истинное предназначение выяснить невозможно, так как оба туннеля засыпаны землей.

Мало кто знает, что с высоты птичьего полета щучинский костел с монастырем напоминают согнутую ладонь. Слева от храма Святой Терезы, повторяя контур рельефа местности, построено здание районного центра культуры и народного творчества в форме такой же ладони. Сверху кажется, что две человеческие руки раскрываются в сторону озера. Этот знак гостеприимства выглядит весьма красиво!

Кто найдет кольцо в зерне

В каждой семье Рождество проходит по-особому. К примеру, дружная многодетная семья Виталия и Ирины Кавальчук отмечает Рождество так, как учили их родители. Кавальчуки вместе воспитывают троих детей. Валерия, Ян и Настя — настоящая гордость родителей. 

Несмотря на то что мы оба из Щучинского района, в наших семьях были свои рождественские традиции, — говорит Ирина. — Например, у нас на столе стояло 12 блюд, одно из которых — суп из сушеных грибов и ячменной крупы. В семье Виталика кутья — это каша ячменная с пресной водой и маком. Мы всегда любили Рождество. Помню, как с сестрой и родителями ездили к бабушке и дедушке, там собирались все родственники. Ужин был с первой звездой. Потом дед запрягал лошадь, и мы все вместе ехали на телеге или санях по зимнему лесу в костел. Рождественская ночь казалась такой загадочной и сказочной… А еще мы, девушки, гадали на суженого. Помню, как сестры по очереди ставили туфли на дверь. Девушка, которая первой «достигнет» порога, выйдет замуж первой. Удивительно, но именно в такой последовательности мы пошли. Иногда бабушка приносила зерно и прятала в нем кольцо. Нам нужно было найти его с первого раза, чтобы быстрее суженого встретить. 



 — А у нас в Янчуках была традиция колядовать, — присоединяется к разговору Виталий. — Мы, дети, переодевшись козами, медведями и другими рождественскими персонажами, катались со взрослыми на санях с погремушками, пели «Щедрый вечер», поздравляли всех с праздником и получали вкусные угощения. 

Кавальчуки и сегодня хранят семейные традиции. Накануне праздника идут на исповедь, принимают участие в костельной службе. Потом все садятся за стол, где 12 постных блюд, в том числе кутья, ушки, кисель со сладкой маковой водой, грибы, винегрет, квашеная капуста, сельдь, жареная рыба и другие...

Ирина и Виталий говорят, что стараются передать своим детям лучшие семейные традиции, в этом — сила семьи и магия Рождества. 

kasper@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter