Почему наши аграрии стали чаще покупать российские «Кировцы»

Ни в чей огород «Кировец»

Очень однажды удивился, когда на трамбовке силосно-сенажных траншей в одном из хозяйств увидел старые модели К-700. Предполагал, что эпоха когда-то вездесущих «Кировцев», этих ярко-желтых гигантов, как и комбайнов «Нива» и «Дон», уже закончилась. И это, в принципе, логично. Белорусское сельхозмашиностроение вышло на собственный путь развития, наши конструкторы давно уже разработали технику седьмого тягового класса, и она вовсю сейчас используется в реальном производстве. Но уже на осенней посевной возле мозырской деревни я вновь увидел необычного вида трактор и узнал в нем «Кировца К-744». Хорошо всем известную еще с советских времен модель изменили до неузнаваемости, и она, оказывается, снова завоевывает рынок Беларуси, наши хозяйства ежегодно приобретают по несколько десятков таких тракторов различных модификаций. С чем связан высокий спрос? 


Похоже, былая слава, которую К-700, как и ХТЗ, приобрел еще во времена СССР, сослужила немалую пользу вступившему в новые рыночные условия российскому производителю. С чего бы иначе наши сельхозпредприятия готовы были даже на тракторный завод в Петербург поехать, чтобы купить приглянувшуюся модель. Ну а если еще восемь лет назад открылся первый авторизованный дилерский центр Петербургского тракторного завода по продаже, сервисному и гарантийному обслуживанию «Кировцев» — значит, спрос на него серьезный.

Начальник отдела продаж компании-представителя завода Юрий Шевчук в беседе со мной подтверждает: интерес к «Кировцам» высокий. Мозырский агрокомбинат «Заря» в разные годы приобрел 5 тракторов, Витебская бройлерная фабрика — 7, оршанский агрокомбинат «Юбилейный» — 4, ОАО «Беловежский» — 3 машины. Хозяйства, как видим, не из последних, деньги зарабатывать умеют и тратить их как попало не будут, сто раз подумают, как вложить их с умом. Значит ли это, что «Кировец» сюрпризов в эксплуатации не принесет, не встанет в самый разгар сельхозсезона? 

Юрий Шевчук говорит: как и в любой сложной технике, отказы случаются. Но считает, что 80 процентов надежности зависит от механизатора и всего лишь 20 — технические и конструкторские решения. И отказы чаще всего связаны с человеческим фактором: «Если механизатор по хорошему «болеет» за машину, то она работает нормально и внезапных отказов, как правило, не возникает».

Механизатор ОАО «Беловежский» Каменецкого района Виталий Братчук говорит примерно то же самое. За рулем «Кировца» третий год, и крупных поломок не было. Может, потому, что Виталий Васильевич — ас. Долго работал на МТЗ-82, содержал его в идеальном порядке — в кабине, говорит, было чисто, как в иномарке, так что трактор отслужил как надо. Да и старенькая «Лида-1300» не подводит, смело вгрызается в поля, где урожай в 60 центнеров с гектара. Запчасти на комбайн не выпускают, но его Виталий не поставил под забор. С помощниками в мехмастерских начали изготавливать детали.

А что другие механизаторы? Олег Витковский из оршанского агрокомбината «Юбилейный» тоже за рулем «Кировца». По его словам, нагрузка на трактор высокая, на нем работают в две смены: «Еще и года нет, а намотал более двух тысяч моточасов. Это при том, что примерно после 10 тысяч необходимо делать капремонт двигателя». Правда, не обошлось без гарантийного случая — поменяли задний мост. Механизатор отмечает, что это «болезнь» современных моделей этого производителя. 

Когда оценивают трактор, то чаще всего механизаторы говорят о качестве двигателя. Он, пожалуй, один из важных показателей возможностей сельхозмашины. Мощность мотора новых четырех моделей «Кировцев» от 300 до 428 «лошадок». Есть и у нас аналоги примерно с такими же характеристиками — МТЗ-3022, МТЗ-3522, МТЗ-4522. А в мае прошлого года Минский тракторный завод впервые продемонстрировал МТЗ-5022 с мотором в 500 (!) лошадиных сил. Как видим, силы у наших тракторов не меньше. Они также представляют сегмент мощной сельхозтехники. 

Виталий Братчук говорит, что «Кировец» идеален по тяге с 16-метровым культиватором. И добавляет — как и МТЗ: «Выравнивает поле под сев и следов после себя не оставляет». Немаловажная особенность конструкции — шарнирно-сочлененная компоновка. Она дает почти равномерную нагрузку на обе оси, за счет этого создается меньшее удельное давление на почву. Но, по словам Виталия Братчука, трактор сам по себе тяжелый — 17 тонн весит: «Сам себя закопает, особенно если высокая влажность почвы. Впрочем, когда весной много воды, схожая проблема и у других моделей». 

У белорусских флагманов мощность двигателя не меньше знаменитых «Кировцев».

Словом, у каждого трактора свои достоинства и недостатки, никак не скажешь, что «Кировец» берут из-за его супердостоинств. Отнюдь. Росту его продаж у нас в стране поспособствовало создание Евразийского экономического союза. Появилась возможность перемещать товары и услуги в едином таможенном пространстве, а значит, без пошлин. Потом, а это и Юрий Шевчук не отрицает, нельзя сказать, что «Кировец» — чисто российская машина. В ней примерно на 25 процентов белорусских комплектующих. И это несмотря на то, что попасть на конвейер в Петербурге непросто, к поставщику самые жесткие требования по качеству. Нашим производителям это удается. 

С россиянами мы находимся в одной производственной плоскости, и это не нужно сбрасывать со счетов. Мы должны друг друга дополнять, что касается не только тракторов. В конце минувшего года инженеры испытали принципиально новый двигатель на газомоторном топливе. Разработка — специалистов МТЗ и совместного предприятия МТЗ-Татарстан. Еще один совместный проект белорусских и российских машиностроителей семь лет реализуется на Череповецком литейно-механическом заводе, где производят МТЗ. В Вологодской области формируется высокотехнологичный машиностроительный кластер, где, помимо тракторов, выпускают автопогрузчики, технику для лесозаготовки и другие машины на основе белорусских конструкторских разработок. 

А что касается «Кировцев» — дело хозяйское, решение о покупке принимает сельхозпроизводитель. По словам начальника главного управления технического прогресса и энергетики, государственного надзора за техническим состоянием машин и оборудования Минсельхозпрода Станислава Карповича, Указ № 146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования» от 2 апреля 2015 года позволяет покупать технику, произведенную в ЕАЭС. Этот документ дает возможность приобретать машины (не только сельхозназначения) в лизинг на льготных условиях. Финансирование закупки ОАО «Промагролизинг» за счет кредитов ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Поставщики — предприятия Евразийского экономического союза. Так что российские «Кировцы» на наших полях, это и есть указ в действии.

Как рассказали в ОАО «Промагролизинг», условия для хозяйств на деле оказались настолько выгодными, что количество заявок каждый год растет. Приобретают также спецтехнику для топливной, лесной промышленности, строительства. Львиную долю занимает сегмент АПК. АО «Петербургский тракторный завод» — одно из немногочисленных российских предприятий, которое попало в список партнеров ОАО «Промагролизинг».

Сколько конкретно реализовали этих тракторов — руководство авторизованного дилерского центра попросило в материале не указывать. Коммерческая тайна. Но после того как эту цифру назвали, скажу, что такого количества этих моделей наши хозяйства не покупали минимум лет десять. И пусть «Кировцы» заняли у нас не такую уж и космическую долю от общего объема производства, для нашей страны рекорд налицо. В прошлом году реализованных машин было столько, что хватило бы почти для каждого района по одной.

Готовил материал, мониторил мнения специалистов, услышал много положительных отзывов о моделях. Тем не менее Станислав Карпович, а сомневаться в его компетенции повода нет, настроен пусть не скептически, но и без оптимизма: «То, что покупают, уже начинает ломаться. Не все так однозначно. Пройдет три-четыре года, посмотрим, что останется от «Кировцев» в Витебской области».

По его словам, в приоритете наш производитель:

— Сельхозпредприятия делают ставку на отечественную технику. Ее качество, экономические показатели из года в год улучшаются. Доля импортных тракторов незначительная, ни о каких массовых их закупках речи нет. Основная тяговая сила нашего АПК — МТЗ всех модификаций. Если белорусских тракторов купили 4 тысячи штук, то все остальные, будь то «Кировец» или «Джон Дир», капля в море. 

kovalev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter