В поисках утраченного. Жлобин на почтовых открытках и фотографиях XIX – XX веков

Незлобивый Жлобин

Жлобин стоит на берегу Днепра, на знаменитом историческом водном пути «из варяг в греки». С пристанью на Днепре и крупным железнодорожным узлом.

Жлобин. Мост через Днепр (нач. ХХ в.).

Находятся свидетельства, что в XV — XVII веках при впадении ручья Черночка в Днепр существовал жлобинский замок, точнее, в ту далекую пору — «злобинский», «замок Злобин». Хотя злобинский-жлобинский замок был деревянным, в свое время он считался достаточно сложным оборонительным сооружением, укрепленным мощными земляными валами и башнями. Рядом образовался посад, где жили ремесленники, торговцы, земледельцы… В начале XVI века король польский и великий князь литовский Сигизмунд I подарил своей жене, королеве Боне Сфорца, Рогачевское староство, куда входил и Жлобин. Королева приказала на полученных территориях возвести оборонительные сооружения, тогда же реконструировался и жлобинский замок-крепость. Но его сожгли в 1654 году в ходе столкновений русско-польской войны.

Жлобин. Набережная (нач. ХХ в.).

Вероятно, в состав ВКЛ регион вошел при великих князьях литовских Гедимине и Ольгерде. В XV — XVI столетиях эта местность принадлежала магнатскому роду Ходкевичей. Историки считают, что тамошнее население особо не страдало от верховной власти, поскольку она в их дела практически не вмешивалась. Тем не менее тихой заводи не получилось: территория постоянно становилась предметом кровавого спора. А как известно, паны дерутся — чубы у холопов трещат. Так и выходило.

Однако Жлобин не только не сдался и не пропал, но и развивался. Может, сама энергетика места — перепутье многих дорог — предполагала особую стойкость людей и живучесть поселения.

Жлобин. Театр (нач. ХХ в.).

Жлобин указан на картах 1772, 1776, 1799 годов, в документах XVII — XVIII столетий упоминается как местечко. В 1790 году король польский и великий князь литовский Станислав Август Понятовский выдал поселению привилей на еженедельные торги и четыре годовые ярмарки, оказавшиеся весьма успешными: они стояли в одном ряду с гомельскими и выходили далеко за рамки только лишь местных. В Жлобине открылся филиал глусской таможни, отвечавшей за сбор пошлины на юго-востоке Речи Посполитой. Естественно, вместе с торговлей развивались ремесла: местные жители слыли отличными кузнецами, столярами, бондарями, кожевенниками, сапожниками, гончарами, даже строили речные суда. А также занимались сплавом леса, охотой, рыболовством и, конечно, земледелием — всем, чем и положено заниматься добрым и трудолюбивым людям.

Первый раздел Речи Посполитой 1772 года провел границу по Речицкому повету так, что Гомель и Рогачев вошли в состав Российской империи, а Жлобин остался в Речи Посполитой. Но после второго раздела в 1793 году поселение включили в Рогачевский уезд Могилевской губернии. Однако статуса уездного или волостного города оно не получило, хотя через Жлобин проходили достаточно оживленные дороги: Могилевско-Житомирская, Минско-Черниговская, так называемый Жлобинский шлях в местечко Белица. Да и Днепр оставался активной транспортной артерией. Правда, со своими особенностями.

Жлобин. Почтово-телеграфная контора (нач. ХХ в.).

«Фрахты на перевозку грузов по рейсам бассейна Днепра в пределах нашей области довольно высоки и почти вдвое превосходят своими размерами фрахты бассейна ниже порогов Днепра, — так сообщалось в книге «Верхнее Поднепровье и Белоруссия» (под редакцией В.П.Семенова, 1905 год), — причину этого обстоятельства надо видеть в незначительности самих партий грузов, а отчасти и в том, что движение грузов в нашей области весьма часто является местным и производится на небольших участках водных путей… По имеющимся сведениям, в навигацию 1891 года средняя плата за перевозку 1000 пудов груза в бассейне Днепра выше порогов на одну версту колебалась, в зависимости от времени года, от 17 до 37 копеек; в 1892 году фрахты колебались в июне от 5 до 19 копеек, а осенью (в октябре) — от 15 до 36 копеек. Вообще, самые высокие фрахты бывают в осеннее время. По данным 1897 года, в нашей области наивысший средний (навигационный) фрахт на хлебный груз на версту с 1000 пуд. по бассейну Днепра доходил до 49,5 копейки — из Жлобина в Могилев…» 

Безусловно, принципиальное значение для Жлобина имели железные дороги, проходившие через него: Либаво-Роменская (1873 год) и направлявшаяся отсюда на север Витебско-Жлобинская (1902 год). Первая железнодорожная станция появилась также в 1873 году со строительством участка Бобруйск — Гомель Либаво-Роменской железной дороги. В 1915-м железнодорожная ветка соединила Жлобин и Калинковичи. Составы пересекали Днепр по железнодорожному мосту. Началось интенсивное движение пассажирских и товарных поездов.

Жлобин. Днепровская улица (нач. ХХ в.).

С 1903 года Жлобин стал узловым транспортным пунктом со специально построенным зданием вокзала. Станция принимала и отправляла «свыше 400 тысяч пудов преимущественно лесных грузов и отчасти хлеба». 

Жлобин вел довольно значительную торговлю  лебом, пенькой и льном. Здесь работало дрожжевое производство. Местная ярмарка славилась продажей кожухов и шуб. Действовало почтово-телеграфное отделение, аптека, принимал больных дипломированный доктор. С 1864 года в местечке открылось народное училище. Сначала в классы пришло только полтора десятка учеников, но со временем собиралось уже под сотню человек. В народных училищах преподавали Закон Божий, церковное пение, арифметику, чтение и грамматику. Содержались эти учебные заведения за счет казны и сборов с местных жителей.

Жлобин. Еврейская синагога (нач. ХХ в.).

В мае 1882 года в Жлобине случился пожар, практически уничтоживший местечко. Через несколько лет бедствие повторилось. Поэтому в конце XIX века организовалось вольно-пожарное общество. 

Возможно, с точки зрения столичного гостя в начале ХХ столетия внешне Жлобин выглядел достаточно скромно, но его производственный и культурный потенциал неизменно рос, и жители обратились к губернским властям с просьбой придать местечку статус города. Те прошение направили в Министерство внутренних дел, где оно рассматривалось целых четыре года, в результате чего было оставлено «без последствий»: поскольку якобы именно местные крестьяне выступили против, не желая платить налоги на содержание городской думы и управы. Такая вот забота о «простом народе».

Жлобин. Церковь (нач. ХХ в.).

Что касается жизни духовной. Еще во второй половине XVIII века на средства жлобинских прихожан в Жлобине построили Крестовоздвиженскую церковь. Позже храм ремонтировался и перестраивался. Кроме православной святыни, действовали католическая каплица, синагога и несколько еврейских молитвенных домов.

И да, как свидетельствует одна из старинных фотографий, в Жлобине был театр! По крайней мере, так на ней указано. И хотя на снимке запечатлены традиционные деревянные дома, может быть, в том, что повместительнее, как раз и размещался храм искусства? Репертуар, имена артистов остались неизвестными… А жаль.

***

На современном гербе города Жлобина — изображение летящей по волнам ладьи. Ее парус надут ветром, на мачте развевается флаг… Курс проложен: полный вперед!

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter