Немой крик–ик–ик

Что общего у стакана воды и выстрела в воздух?

Что общего у стакана воды и выстрела в воздух?


«О! Кто–то вспоминает!» — обычно думаем мы, когда одолевает икота. И суеверно начинаем перечислять в уме всех родственников и знакомых, надеясь методом тыка найти «виновника». Мысль о том, что банальный «ик» иной раз не так прост, как кажется, в голову не приходит. А зря.


По большому счету, в икоте нет никакого проку (в отличие, скажем, от кашля или рвоты, полезных, а иногда и жизненно важных для тела рефлексов). «Это реакция организма на некие неблагоприятные обстоятельства, — считает научный сотрудник Республиканского научно–практического центра неврологии и нейрохирургии Александр Качинский. — Если рассматривать феномен икоты глобально, то проблема заключается в частичном нарушении функционирования внутренних органов, за которое отвечает блуждающий нерв, вагус. Вагус как структура существует практически у всех позвоночных. Он контролирует деятельность многих внутренних органов — легких, сердца, желудка и т.д. Вообще говоря, икота изучена не до конца, то же можно сказать и о чихании, и о зевоте: все эти три феномена завязаны на деятельности блуждающего нерва. Его значение для нашего организма трудно переоценить, недаром говорят: «ночью наступает царство вагуса». Он во сне — наш полновластный хозяин, он поддерживает в нас статус–кво — от процессов пищеварения до дыхания... Икота же — признак перераздражения блуждающего нерва, своеобразная попытка «сбросить» с него излишний груз. За счет чего он возникает? В результате сбоя в работе того или иного органа. Допустим, самая безобидная ситуация — икота, вызванная торопливой едой, когда через пищевод проходят довольно крупные куски еды, или перееданием, или отрыжкой, когда в желудке скапливаются газы, или просто неудобной позой, когда пережимается нерв. Как бы то ни было, икота не есть норма, ведь в обычных условиях для человека она не характерна. Мало того, она приносит дискомфорт, который сравним с болевыми ощущениями». Однако все коварство икоты в том, что она, бывает, сопровождает не только мелкие «аварии» в организме, но и весьма, весьма серьезные. По сути, пресловутый «ик» может стать спутником любого недуга — инфаркта, инфекции, психического перевозбуждения, проблем с желудочно–кишечным трактом, от банального расстройства пищеварения до онкологических заболеваний. После этих строк у вас появились мрачные предчувствия и неукротимое желание помчаться в поликлинику? Стоп–стоп–стоп! «Не впадайте в крайность!» — советует Александр Качинский. Икота — признак грозный на фоне уже имеющейся болезни, но никак не главный и не единственный ее симптом. Еще Гиппократ замечал: «При воспалении печени икота — худо». И был прав абсолютно: современные врачи при такой картине тоже подозревают токсическое поражение, чреватое даже трансформацией в цирроз. Или, допустим, если человек перенес травму головы и ни с того ни с сего заикал, то к специалисту нужно обратиться тут же. Немедля. Счет идет не на дни — на часы. Выражаясь медицинским языком, икота влияет на прогноз основного заболевания: сколько пациенту еще начертано? И, увы, влияет не в его пользу...


Пациентов, пеняющих на икоту и только на икоту, за всю 17–летнюю практику у Александра Николаевича всего двое. И то, как оказалось, это было связано с редким заболеванием — болезнью Гершрунга, при которой емкость желудка достаточно велика (порой до 20 литров!). Остальным больным помогали лекарства — транквилизаторы, другие вещества, влияющие на активность центральной нервной системы. Специализированных же клиник «по икоте» нигде в мире нет, да они и без надобности: к чему сужать проблему до радиуса недомогания? Если икота — только вестник, то главное здесь понять — чего? Заметьте, не «кого?» Родственники и друзья, поминающие нас всуе, тут совершенно ни при чем...


Когда нужен совет


Если икота продолжалась больше 15 минут — это уже проблема, с которой нужно идти к врачу. «Мышечная структура, обеспечивающая нормальное функционирование диафрагмы, для такой изнурительной нагрузки просто не приспособлена, — подчеркивает Александр Качинский. — Могут возникнуть осложнения в виде астматических проявлений, проблем с сердцем, желудком, вплоть до рвоты».


Если в течение недели приступы икоты возникали не раз — это тоже повод задуматься, записаться к терапевту, а потом, если он сочтет нужным, и посоветоваться с другими специалистами, в первую очередь с гастроэнтерологом.


Справка «СБ»


Четыре года назад 50–летний житель Техаса Шейн Шафер, как утверждает Би–би–си, стал первым в мире пациентом, которому икоту сняли, вживив контролирующее устройство над вагусом. До этого Шаферу 10 раз в день кололи болеутоляющие препараты. Причина — опять же блуждающий нерв, поврежденный в результате инсульта. Специальный стимулятор теперь посылает электрические импульсы на два микроскопических наконечника, «обернутых» вокруг вагуса. Как чувствует себя сегодня уникальный больной — репортеры умалчивают.


Кстати


По данным Книги рекордов Гиннесса, рекордсменом по иканию был Чарльз Осборн из американского штата Айова. Он мучился от излишнего раздражения блуждающего нерва 68 лет! Икал миллионы раз! Что, впрочем, не помешало ему дважды жениться и восемь раз стать отцом. Но жить — конечно же, еще как мешало. Ведь, по его собственному признанию, бедняга неоднократно и безуспешно испробовал на себе все «бабушкины рецепты», а именно:


задерживал дыхание и дышал в бумажный пакет;


глотал кубики льда и медленно разжевывал корочки хлеба;


массировал твердое небо и дергал себя за язык;


съедал по одной чайной ложке сахарного песка, не запивая водой;


щекотал себя и вызывал чихание («У одержимого икотой появление чихания прекращает икоту», — совет самого Гиппократа, которому вторил и Фрэнсис Бэкон);


и даже согласно английским поверьям крестил указательным пальцем правой руки носок левого ботинка и 7 минут держался за левый локоть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter