Почему мы не зарабатываем валюту на клюкве

Не ягода, а золото

Сегодня дефицита нет. На прилавках магазинов всего в достатке. В том числе и клюквы. Есть она и в сахарной пудре, и замороженная, в виде джемов и пюре. Вот только продукция эта чаще всего привозная, хотя у нас клюквенных мест великое множество. В сезон вереницы людей тянутся с ведрами на болота, на рынках торговля свежей ягодой идет бойко: многие спешат запастись ягодой для собственных нужд. Но что мешает делать на этом хороший бизнес? 


Единственное наше предприятие, которое занимается производством клюквы в сахарной пудре, — глубокская “Аржаница”. Ей в сезон нужно минимум 20 тонн клюквы. Замдиректора предприятия Нина Бриленок признает: при возможности заготавливали бы и больше, спрос хороший. Но сегодня собственную клюкву нам нужно буквально отвоевывать у недремлющих конкурентов:


— Мы и цены хорошие предлагаем — до 25 тысяч рублей. Но в этом сезоне собрали пока что лишь 4 тонны. Работаем и с “Белкоопсоюзом”. Однако у заготовительных контор закупочные цены более чем скромные — около 12—15 тысяч рублей за килограмм. И к ним идут немногие.


На Столинщине есть легендарные клюквенные Ольманские болота. Здесь трудолюбивый сборщик за день может собрать до 30—45 килограммов, за сезон можно заработать несколько тысяч долларов. И заявление не голословно: пограничники изо дня в день наблюдают, как жители соседней Украины, для которых здесь в 2011—2012 годах специально открыли три упрощенных погранперехода, выносят клюкву из наших болот мешками. Причем за день на болотах бывает до тысячи сборщиков. А почему наших там почти не видно?


Ближайшие украинские поселения от болот находятся на расстоянии сотен метров. А наши — в нескольких километрах. Эти километры непреодолимы? Преодолимы. Своим ходом в болото пройти можно, но особого смысла в этом местные жители не видят. Мало того что представители заготконтор предлагают небольшие деньги, так еще и появляются в этих труднодоступных местах достаточно редко. Кроме того, живут “приграничные” белорусы лучше соседей, все обеспечены работой, имеют постоянный доход. Поэтому если и собирают ягоду, то только для собственных нужд.


А вот житель соседней страны — украинец — за каждый килограмм клюквы гарантированно получит сегодня по 10—12 гривен за кило. И заготовители ждут его с нетерпением сразу за границей. Хотя и тут мы вполне могли бы “перехватывать” ягоду. Дело в том, что это для нас закупочная цена, предлагаемая “Белкоопсоюзом” (12—15 тысяч рублей), маленькая. Но если сравнивать курсы, то 12 гривен — это чуть меньше доллара, а 15 тысяч белорусских рублей — около 1,5 доллара! Стоит только организовать прием ягод, и те же украинцы с радостью оставят клюкву в нашей стране. Но воз и ныне там: плохие подъездные пути! Исполняющий обязанности директора филиала Столинского райпо “Столинзаготпромторг” Александр Пашкевич указывает и на то, что с соседями он может расплатиться лишь белорусской валютой. Хотя тут же признает, что при таких объемах заготовок сыграть на разнице между закупочными ценами в Украине и у нас согласились бы многие. Получается, из-за нерасторопности официальных заготовителей клюква уходит из нашей страны и мы с этого ничего не имеем. Хотя, если бы перерабатывали у себя, могли бы заработать валюту.


Отсутствие дорог — оправдание так себе. Пресс-секретарь Пинского погранотряда Михаил Бут-Гусаим заверил, что беспрепятственно проехать в сердце болот на полноприводном автомобиле нельзя только после сильных дождей. 


А мощный грузовик — ГАЗ-66 или МАЗ — может остановить лишь очень сильное половодье. Так что и добраться, оказывается, можно. Просто никто в этом не заинтересован.


В советские времена у заготовительных организаций Союза потребительских обществ была хорошая практика: снаряжался внедорожный транспорт, на котором в болота отправляли сборщиков лесных даров. Вечером ягоды ссыпали в специальные поддоны, с работниками сразу расплачивались. Первосортная ягода прямиком поступала на переработку. Местные жители имели возможность неплохо заработать. Почему забыли советский опыт? Ведь практика показывает, что при подходящих условиях и на умеренные государственные закупочные цены много кто согласится. Проще собрать больше и продать тут же, не отходя от кассы, чем ломать голову, куда пристроить бы сезонный товар.


Еще вопрос: существует такое понятие, как “побочное лесопользование”. Некоторые лесхозы заготавливают березовый сок, иные — лекарственные растения, банные веники, живицу и так далее. Работники местного Полесского лесхоза, в зону ответственности которых входят и Ольманские болота, специализируются на заготовке меда. Клюкву же принципиально обходят стороной, хотя признают: направление крайне перспективное и доходное.


У главного лесничего хозяйства Василия Петровца свое оправдание: вот достроим центральную дорогу вглубь болот, тогда займемся клюквой. Но деньги-то можно зарабатывать уже сегодня.


Клюквы у нас хватает. Она растет по всей территории страны на верховых болотах, там, где ее не “побила” мелиорация. Средние ежегодные запасы ягоды в стране — 3,5 тысячи тонн. Местные жители заготавливают от 1,5 до 2,5 тысячи тонн. Причем к концу сезона ягоду собирают едва ли не подчистую. Куда же уходит около полутора тысяч тонн клюквы? Чаще всего в тень. Ездят по деревням и дежурят на выездах из леса многочисленные нелегальные скупщики. Они готовы забрать у сборщиков все до последней ягоды и расплатиться на месте. Потом урожай уходит в соседние страны. У нас клюкву скупают по 2 доллара за килограмм. А в той же России она перепродается по 3—5 долларов. Далее ничто не мешает ягоде вернуться к нам в виде уже готового продукта с высокой добавленной стоимостью. К слову, та же клюква в сахарной пудре московской фабрики “Ударница” наравне с рижской составляет главную конкуренцию продукции “Аржаницы”...


Какой только продукции из “красного золота” нет на прилавках наших магазинов! Обидно, что среди этого изобилия редко встречается “Сделано в Беларуси”. На высочайшем уровне у нас реализуется немало программ, призванных поддержать мясное животноводство, молочную отрасль, леса, яблочную сферу. Я не призываю запустить “клюквенную программу”, но считаю, что следует уделить больше внимания продукту, который при грамотном подходе может не только эффективно служить импортозамещению, но и приносить валюту в бюджет страны.


Компетентное мнение


Ученый секретарь Института леса НАН Беларуси, кандидат сельскохозяйственных наук Иван Бордок:

— Еще в начале 1990-х мне довелось побывать на семинаре, где демонстрировали весь процесс изготовления очень популярной у потребителей клюквы в сахарной пудре. Дело казалось очень перспективным, однако затем замерло. Непонятно, почему. Ведь это же малое производство, которое в неурожайные годы можно быстро и безболезненно перепрофилировать на выпуск других видов продукции! Такое невнятное развитие перспективного направления полностью на совести тех, кто призван заниматься становлением малого бизнеса в стране.

Заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Георгий Гриц:

— Сегодня наш механизм закупок никак не мотивирует местное население сдавать клюкву государственным заготовителям. Гораздо более привлекательные цены предлагают компании из России, предпочитающие работать с нелегальными скупщиками ягод.

Те же россияне (например, “Вологодская ягода”, которая готова подмять под себя весь белорусский рынок дикоросов) закупают у нас ягоду и, подвергая ее первичной обработке, придерживают до межсезонья, когда на продукцию устанавливаются самые высокие цены. Чтобы сохранить урожай, нужны морозильные камеры, линии сортировки, сушилки, высокотехнологичные складские помещения — все то оборудование, которого мы не имеем. У наших же государственных заготовителей — речь идет в первую очередь об организациях “Белкоопсоюза” — одна цель: любой ценой выполнить план по экспорту. Вот они и стараются быстрее сбыть продукцию хотя бы по низким ценам вместо того, чтобы сохранить ее.

Парадокс: наша страна считается одной из ведущих в Европе по объемам ягод. Теоретически мы можем не только заполнить сырьем внутренний рынок, но и хорошо зарабатывать на поставках за рубеж. На практике же около 60 процентов ягодно-фруктовых наполнителей для производства конфет, йогуртов и так далее наши организации вынуждены импортировать.

Что делать? В первую очередь необходимо минимизировать теневой рынок. Для этого нужно “отсекать” фирмы-однодневки: поручать работу с ягодами только проверенным временем организациям с прозрачными источниками доходов. Тогда и несанкционированные “утечки” клюквы за рубеж значительно уменьшатся. В то же время необходимо инвестировать в собственные производства. И начинать нужно с закупки оборудования, которое поможет обрабатывать и хранить ягоду долгое время.


muravsky@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter