Источник: Знамя юности
Знамя юности

Чем занимаются руководители по военно‑патриотическому воспитанию в школах? Подполковник запаса о новой должности

Не только обучать, но и воспитывать

С нынешнего учебного года в школах появилась новая должность – руководитель по военно-патриотическому воспитанию. Чем занимаются военруки? Об этом мы поговорили с заместителем директора по учебной работе гимназии № 43 Минска, руководителем межшкольного центра допризывной подготовки Фрунзенского района подполковником запаса Александром Ивановым.

На занятиях у Александра Иванова интересно и познавательно

– Александр Валерьевич, вы три десятка лет отдали службе в Вооруженных Силах, последние шесть лет работаете в сфере образования и возглавляете районное методическое объединение учителей по допризывной подготовке. С 1 сентября у вас появилась новая обязанность: курировать руководителей по военно-патрио­тическому воспитанию в районе. Как относитесь к тому, что в школах ввели такую должность? 

– Отвечу так: военно-патриотического воспитания много не бывает. Раньше этим важным направлением занимался весь педагогический состав, начиная от учителей начальных классов и заканчивая директором школы. Теперь в учреждении по­явится конкретный человек, который будет его вести. Должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию очень нужная и важная.

– Чем будут заниматься военруки? 

– Допустим, классный руководитель захотел свозить детей на экскурсию в воинскую часть. Ему не нужно самому решать организационные вопросы, он поручает это руководителю по военно-патриотическому воспитанию. На должность в основном наби­рали специалистов с военным обра­зованием. И ранее служившему в Вооруженных Силах будет легко договориться о дне визита – он знает, кому и куда можно позвонить. Одна из главных задач руководителей – подготовить ребят к службе в армии, а значи­т, в их обязанности входит взаимо­действие с командирами воин­ских частей, подразделений, начальниками военных факультетов и военных кафедр вузов. Помимо этого, военруки проводят занятия с учащимися, устраивают игры и конкурсы, координируют допризывную подготовку, ведут проф­ориентационную работу, органи­зовывают экскурсии по местам боевой славы, встречи с офицерами, готовят ребят к игре «Зарница», соревнованиям «Защитник Отечества», «Снежный снайпер».

Экспонаты в школьном музее можно не только посмотреть, но и потрогать

– Достаточно ли этого, чтобы воспитать настоящего патриота?

– Большую роль в патриотическом воспитании играют родители. Не зря говорят: ребенок – зеркало семьи, и он ведет себя так, как это делают его близкие люди. Если они поддерживают сына или дочку в изучении истории родного края, много говорят с ними о любви к своей стране и людям, возят на экскурсии по памятным местам, делятся знаниями о Великой Оте­чественной войне, вспоминают подвиги дедов и прадедов, подаривших мирное небо над головой, то из таких детей вырастают личности, желающие заботиться о стране, делать ее краше. Есть и негативные примеры. Ребенок пришел домой и говорит, что хочет поехать с классом на экскурсию по местам боевой славы, а мама отвечает, мол, там неинтересно, лучше дома посиди. Или сын с воодушевлением рассказывает, как на уроке допризывной подготовки его учили надевать противогаз, а отец вместо того, чтобы вступить в диалог, лишь отмахивается от ребенка. Воспитание патриота – сложный процесс, в котором должны участвовать все: детский сад, школа, колледж, вуз и семья. Только работая вместе, сможем привить подрастающему поколению чувство гордости и преданности своему Оте­честву, его истории, культуре, традициям.

– А насколько самим школьникам интересна военно-патриотическая тематика?

– Когда в десятом классе у юношей начинаются занятия по допризывной подготовке, сперва они ведут себя настороженно. Но спустя какое-то время и в них просыпается интерес. Ребята охотно записываются на экскурсии в Хатынь, Брестскую крепость, на Линию Сталина, Курган Славы. С удовольствием ездят в воинские части, смотрят, как живут военнослужащие, общаются с ними. Некоторые девушки просят вместо медицинской подготовки разрешить им заниматься допризывной, интересуются, что нужно, чтобы поступить в военный вуз. У меня было несколько мальчишек, кото­рые после экскурсии на военно-технический факультет БНТУ решили подавать туда документы, хотя до этог­о даже не рассматривали его. Воен­но-патриотические соревнования также не обходятся без наших мальчишек и девчонок. Видели бы вы, сколько зрителей с радостью поддерживают товарищей. 

mischenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter