Как в Беларуси лечат больных сколиозом

Не стоит искривляться под изменчивый мир

Лживый, коварный и лукавый. Так медик-философ Гален называл сколиоз. Болезнь, при которой у человека деформируется позвоночник. Да, сколиоз лукавый, потому что трудно предсказать, как он вздумает повести себя со временем. У одних может быть малозаметным, других же в такой серпантин скручивает — смотреть больно. Кто-то живет с ним без проблем, кто-то, как улитка в ракушке, круглосуточно годами ходит в специальном корсете. Если же и он не помогает — под скальпель. А операции на позвоночнике идут иногда по 10—12 часов. Осознаете серьезность проблемы? Да и самый легкий сколиоз тоже ведь небезобиден, и дело не только в эстетике тела.




Как же усмирять «лживого и коварного»? Для этого у нас в стране работает целая система помощи сколиозникам.

На приеме у ортопеда — 16-летняя Настя. Высокая, с рыжими кудрями и кукольными ресницами, словом, хороша. А сняла кофту — спина скособочена, как будто природа отливала ее в какой-то странной форме. У девушки агрессивный сколиоз. Уже пятый год она носит жесткий корсет — и днем, и ночью. Снимает только в ванной и на лечебных процедурах, и то не больше чем на час. Это в буквальном смысле скованная жизнь. Зато, выражаясь языком врачей, тормозится прогрессия болезни.

Сколиоз проявляется с детства. Среди школьников он стабильно обнаруживается у 5—8%, говорит главный внештатный детский ортопед-травматолог Минздрава Дмитрий  Тесаков. Есть четыре степени тяжести болезни. При последней туловище как будто складывается гармошкой и появляется так называемый симптом паука. Человек и правда выглядит, как паук: длинные руки, длинные ноги, а туловище спрессовано.

Болезнь скручивает позвоночник, из-за чего он быстрее изнашивается. А ведь внутри него спинной мозг — главный «кабель» нервной системы. От состояния позвоночного столба зависят все внутренние органы грудной клетки, брюшной полости, таза. Сколиоз и их исподволь выводит из строя. 

В стране шесть специализированных санаторных школ-интернатов, куда каждый год попадает больше тысячи детей и подростков с деформациями позвоночника. Интернаты курирует РНПЦ травматологии и ортопедии. В самом научно-практическом центре на учете больше 10 тысяч человек с таким диагнозом.

На уровне у нас и корсетное лечение. Сегодня корсет номер один в мире — типа Шено (назван именем разработчика — французского ортопеда Жака Шено). Так вот, наши специалисты уже давно освоили эту прогрессивную технологию. Опустим ее суть, скажем только, что корсет делают по индивидуальному гипсовому слепку с тела пациента — тут главное, чтобы «костюмчик сидел». Кстати, сам Жак Шено высоко оценил именно белорусские «костюмчики». И сейчас наши ортопеды и протезисты обучают этой технологии коллег из России, Узбекистана и Китая.

Вспомним красавицу Настю, которая уже пять лет носит корсет по 22 часа в сутки. Да, это трудно, но таково железное условие. А иначе смысла в подобном лечении нет. Сегодня такой «затянутой» жизнью живут больше 5 тысяч белорусов. Носить корсет надо до завершения костного роста позвоночника. Ведь вместе с позвоночным столбом растет и деформация, которую корсет тормозит и корректирует.

У одних корсет создает великолепную коррекцию, у других же только сдерживает прогрессирование деформации. Без корсета она вообще развилась бы настолько, что никакие чудо-технологии потом бы не помогли. А так корсет сделал подготовительную коррекцию, чтобы можно было провести операцию. И вот тут надо вспомнить пациентов, которые боятся и отказываются от хирургии. Хоть и расписывают им врачи последствия такого опрометчивого решения. Грустные, прямо скажем, последствия. Ведь, как помним, искривление позвоночника — не изолированная болезнь: страдает весь организм. Не говоря уже о том, как уродуется тело внешне. Операция, конечно, не сделает позвоночник нормальным, это, увы, невозможно, но все же расправит его и зафиксирует, чтобы снова не сложился в гармошку. В результате и внешний вид торса лучше, и внутренние органы защищены. В противном случае здоровье пойдет под откос.

Операции при сколиозе идут по 6—12 часов. «Вставляем в позвоночник конструкцию из титанового сплава. Она удерживает деформацию в достигнутой коррекции», — рассказывает Дмитрий Тесаков. Титановые импланты, опять же, белорусского производства, импортозамещающие. И в этом случае «Сделано в Беларуси» — это тоже своего рода бренд, знак качества. Импланты на равных конкурируют по качеству с мировыми аналогами.

«Искривление позвоночника? А может, само пройдет» — так некоторые игнорируют болезнь. В базе РНПЦ сотни пациентов, которые, однажды обратившись к ортопеду, больше у него не появлялись. Потом, скрюченные, приходили, а время уже упущено. Например, одной девятилетней девочке поставили диагноз — сколиоз I степени. Направили ее в специализированный интернат, но родители не согласились. «Как же! Ребенок не дома будет жить!» А через четыре года ребенку уже нужен был жесткий корсет. Да только и от него семья отказалась. Время шло, девочка росла, росла и деформация. К 18-летию уже были все показания для операции, но вот странность — и сама больная, и мама с папой опять воспротивились. А в 29 лет девушка буквально настаивала на хирургии. Но помочь ей врачи уже не могли.

Поэтому вспомним еще раз Галена и резюмируем: «Обманите лживого, пока он не обманул вас».

Береги спину смолоду

Сидячий образ  жизни — это зло. И в современном мире офисных «джунглей»  с этим злом надо что-то делать. Для начала научиться подстраиваться к многочасовой неподвижности, следуя всего нескольким правилам. Так вы сбережете вашу спину.

Мягкой посадки!

Лучше и полезнее сидеть как раз таки на кресле, а не на стуле. Потому что многочасовое сидение на твердой поверхности изматывает тело настолько, что оно невольно, на уровне подсознания, начинает искать позу, способную снять все более возрастающую нагрузку на нижние отделы позвоночника. Отсюда и наша привычка чуть ли не лежать грудью на столе или подпирать щеку рукой.  Кресло должно быть мягким, чтобы снять нагрузку с копчика и крестца. А его высота — такой, чтобы колени всегда оставались под углом в 90 градусов. 

Умей полежать за себя

«Пойду покурю» — это не отдых. И дело даже не во вреде курения. А дело в том, что, когда вы стоите 10—15 минут, мышцы спины испытывают все ту же статическую, изматывающую нагрузку. Поэтому и отдых должен быть динамичным — раз в час походите 10 минут, сделайте упражнения на растяжку, понаклоняйтесь. В крайнем случае (если есть  возможность) полежите на спине несколько минут.

Кто ходит в залы по утрам

А вот от значительных физнагрузок придется отказаться. Дело в том, что в этом случае вы истощите свои мышцы и, вернувшись за стол, уже не сможете сидеть за ним в правильной позе. Отсюда и главное правило: утром – зарядка без силовых упражнений, а уже вечером можно и в тренажерном зале попотеть. 

Кстати, поскольку зачастую именно ходьба становится идеальным средством для восстановления здоровья позвоночника, то приучите себя ходить каждый день хотя бы по 45 минут. Идеальный вариант – прогулка с работы домой. Но только помните: прогулка – без отягощений, а потому вначале пройдитесь, а уже потом заходите в супермаркет.

За рюкзак — и шире шаг

От ношения тяжестей на первом этапе восстановления здоровья позвоночника лучше отказаться вообще. Если же такой возможности нет, сократите время подобных нагрузок до минимума и между сумкой и рюкзаком всегда выбирайте рюкзак. Но, поскольку носить его решаются далеко не все, придерживайтесь хотя бы простого правила: всегда разделяйте вес ровно пополам, чтобы носить его одновременно в обеих руках. 


snatw3@tut.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter