Всегда ли мимы молчат и почему им страшна жара

Не проходите мимо мима

Быть смешным не страшно, а приятно


Наверняка вы не раз встречали этих милых людей с белыми лицами в экстравагантных костюмах — на уличных фестивалях, детских праздниках, свадьбах. Они бегают, суетятся, удивляются, огорчаются, пародируют, много жестикулируют, улыбаются, пытаясь любыми способами привлечь к себе внимание и развеселить. С мимами любое событие становится ярче и насыщеннее. Иногда так и не терпится подойти к ним и спросить: как это у вас так ловко получается смешить? Однако ни один мим не заговорит с вами во время работы. Их язык — пластические движения. Чтобы усмирить и наше, и ваше любопытство, мы пообщались с гродненским мимом Ольгой Тевель вне ее рабочего времени и узнали, каково живется мимам в гриме и без него

Диалог без слов


Ольга занимается пантомимой уже два года. Перед этим много танцевала, занималась у различных преподавателей и пробовала разные стили, но чувствовала, что ей не хватает общения с людьми.

— Танцы можно сравнить с монологом, — рассуждает собеседница. — Ты что-то пытаешься донести зрителю независимо от его реакции. Пантомима же больше похожа на диалог. Мимы, как и танцовщики, “говорят” с людьми без слов, но от реакции зрителя зависит развитие общения. Именно зритель, его реакция на происходящее и есть главное в жанре пантомимы.

Вспоминая свой первый выход к публике, Ольга признается, что не знала, как отреагируют люди на ее выступление, и боялась, что не сможет “ответить” на некоторые реакции:

— Было тяжело избавиться от волнения, раскрепостить мышцы и настроиться на выступление. Однако со временем я поняла, что в гриме я могу быть более раскованной и общительной, чем в обычной жизни. Теперь каждое выступление заряжает меня энергией и энтузиазмом. Конечно, волнение по-прежнему присутствует, но только перед выступлением. Когда выходишь на улицу, страх исчезает и чувствуешь себя совсем другим человеком.

Улыбнитесь!

Только на первый взгляд может показаться, что мимы — баловники, вышедшие от нечего делать на улицу подурачиться с прохожими. Пантомиме нужно учиться, как любому другому искусству, — длительно и постепенно. Например, Ольга первый год занятий в экспериментальном театре пластики и пантомимы “Амальгама” под чутким руководством коллег и наставников Василия Калача и Настасьи Сухоносик нарабатывала технику, делала какие-то заготовки для работы со зрителем, этюды и только на втором году стала выходить в город и выступать на различных мероприятиях. В прошлом году, например, Ольга и ее друзья-мимы принимали участие в Республиканском фестивале национальных культур в Гродно, пятом Биг-Мини-фестивале уличного искусства, Дне Гродно, выступали с серией этюдов на уличных концертах и просто выходили в город, чтобы поднять настроение прохожим.

Сейчас ребята готовят спектакль в жанре пантомимы для театральной сцены. Премьера постановки “Сны” должна состояться летом — это будет драматическое выступление о проблемах современного общества, где люди становятся бесчувственными и безразличными друг к другу. Да-да, мимы могут быть не только смешными — когда-то пантомима была как раз таки способом выявления проблем общества. Но все же сегодня чаще мимы веселят и забавляются. И, надо сказать, это не всегда понятно прохожим, говорит Ольга:

— Реакция зрителей бывает довольно непредсказуемой. Прохожие не всегда понимают, кто мы и что мы от них хотим. Все-таки в Беларуси этот вид искусства только набирает популярность. Поэтому стараемся сначала найти подход к человеку, не испугать его, а потом с удовольствием наблюдать, как хмурые от каких-то забот лица осветляют улыбка и хорошее настроение.

“Вы все-таки говорите!”


Работая с людьми на уличных мероприятиях, мимы не только провоцируют людей на необычную реакцию, но и сами попадают в курьезные ситуации. Чаще всего с ними пытаются заговорить, любыми способами заставить вымолвить хоть словечко, в том числе с помощью каверзных вопросов.

— Как-то работали с коллегой, — вспоминает Ольга. — Идем по главной улице, фотографируемся с прохожими, веселим людей. Вдруг подбегают парень с девушкой и спрашивают наши контакты, чтобы договориться о каком-то мероприятии. Мы молча протягиваем визитку и идем дальше. Через несколько минут у моей напарницы начинает настойчиво звонить телефон. Она отходит в сторону, чтобы ответить не на виду у прохожих. Звонили эти самые ребята. Пообщались, о чем-то договорились, попрощались. Напарница начала выходить из своего укрытия, и тут ей навстречу выбегают звонившие со словами: “Вы все-таки говорите!” Но мы уже ничего не ответили, развели руками и пошли дальше. Оказывается, они тоже отошли в сторону, чтобы сразу позвонить по номеру, указанному в визитке, и услышать, как разговаривает мим.

Друзья и близкие Ольги относятся к ее хобби с пониманием. И поскольку в повседневной жизни, как и в пантомиме, она бывает и веселой, и серьезной, то и отношение у людей к ней после увлечения пантомимой кардинально не поменялось. Скорее, признается Ольга, немного изменилась она:

— После занятий пантомимой стало проще понимать окружающих людей и общаться с ними. Иногда я наблюдаю за движениями и мимикой прохожих. Обращаю внимание на какие-то действия, которые большинство из нас делает машинально, чтобы потом повторить их уже без предметов. Причем так, чтобы зритель меня понял. В “крокодила” стало проще играть. И, кстати, в моем повседневном гардеробе появилось очень много полосатых вещей!

Вхождение в образ


Помимо умения управлять мимикой и жестами, большое значение в работе мимов имеют грим и костюм, поясняет Ольга Тевель:

— В создании маски мы используем театральный грим на жировой основе. Его несложно наносить, и он легко смывается. Однако то, как он ляжет на лицо, напрямую зависит от погодных условий. Например, во время жары работать очень сложно, так как грим может потечь и испортить образ. Грим наносится примерно 20—30 минут, еще столько же времени уходит на подготовку костюмов и переодевание. Костюмы могут быть разные: от черно-белого образа с полосатой водолазкой до костюма с яркими элементами, красными бантами, красно-белыми гетрами и пышными фатиновыми юбками. И, конечно, обязательный атрибут мимов — белые перчатки.

mila@sb.by

Фото из личного архива Ольги Тевель

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter