Не проходите мимо!
03.06.2009
Тренировка вкуса
Несмотря на то, что повторить успех прошлогодней «Арт–бульбы» новому проекту галереи «Университет культуры» под названием «Беби–бум!» не удалось (для упражнений в арт–остроумии картошка, бесспорно, куда более подходящая «натура», чем маленькие дети, так что работ, предложенных на выставку, на сей раз было поменьше), очевидно и другое — затея–то прижилась! Попытка директора галереи Дениса Барсукова объединить художников разных стилей, жанров, уровней и возрастов одной позитивной идеей, без каких бы то ни было материальных стимулов, оказалась вполне перспективной. Возможность увидеть в одном выставочном пространстве столько чистых, ярких красок, столько неожиданных сюжетов (от малолетней Жанны Д’Арк с игрушечной лошадкой до воздушного цирка землероек и концептуальных полотен на тему таинства зачатия) и не менее неожиданных имен (впервые рядом — новое поколение Щемелевых, Шкарубо и Аракчеевых) бывает нечасто, так что определенно стоит спланировать в своем ежедневном городском маршруте отклонение в сторону Дворца Республики, где разместилась галерея. «Беби–бум!» — выставка, приятная во всех отношениях, однако изжоги от обилия сладкой розовой ваты не будет, гарантирую. В одном из залов представительство ООН в Беларуси разместило свою фотоэкспозицию с детьми на фоне войны. После такого вкус ко многому обостряется, знаете ли...
Сны о чем–то большем
Как и у творцов прошлого, стиль каждого из них узнаваем с первого взгляда, не ошибется и обыватель (конечно, при условии, что хотя бы однажды видел картины Нестерова, Басова, Гончарука, Губарева, Забавчика, Иванова, Костюченко, Малишевского, Писаренко, Римошевского и Шлегель). Свои аллегории художники режиссируют так изысканно, что незаметно для себя можно легко провести час–другой в выставочном зале, пытаясь разглядеть «второе дно» их полотен, разгадать эти воспоминания или сновидения — конечно же, о чем–то гораздо большем, нежели то, что можно увидеть глазами.
Вход — свободный
В воскресенье в Венеции в 53–й раз откроется бьеннале современного искусства, самая масштабная и авторитетная выставка в мире, вот уже 100 с лишним лет остающаяся надежной и популярной площадкой международного культурного обмена. Каждый нечетный год там собирается весь цвет современного искусства — лучшие артисты, кураторы, коллекционеры... В художественной среде Венеция задает стандарт качества так же, как в кино его задает Каннский фестиваль, в опере — «Метрополитен–опера», а в балете — «Мариинка». Так говорят люди сведущие. Как это происходит на деле — большинству наших художников неведомо. Несмотря даже на Шагала, когда-то завоевавшего Гран–при Венецианского бьеннале... В 2005 году белорусы побывали в Венеции впервые — и получили все: павильон в самом центре города, восторженные отзывы местной прессы и публики — словом, успех, подтвержденный не одним лишь итальянским спонсором. Но после не нашлось никого, кто поддержал бы белорусских художников в их законном и оправданном желании явить себя миру. А показать у нас есть что... Сегодня в НВЦ «БелЭкспо» открывается ироничный белорусский павильон 53–го Венецианского бьеннале, собравший под своей крышей 30 наших самых нестандартных художников. «В сложившейся ситуации представляется абсолютно необходимым заявить о жизнеспособности современного искусства в Беларуси, — считают организаторы этого арт–проекта, — продемонстрировать, что современное белорусское искусство — это не иллюзия, а масштабное явление, заслуживающее признания не только у себя на родине, но и в мировом контексте». Вход — свободный...