Источник: Знамя юности
Знамя юности

Давай научу! 2.0. Как школьники из Любанского района учатся плести «зырачыя» лапти

Не лыком шиты

Профессионального лапотника днем с огнем не сыщешь. Ремесло, когда-то бывшее таким популярным, в наши дни практически вымерло. На всю страну осталось буквально пару мастеров. Один из них, Василий Яскевич, учит школьников плести лапти на кружке «Лапаточкі» в Коммунаровском сельском Доме культуры Любанского района.
Работа с лозой развивает моторику, воображение и память

На болото за лозой


Деревенские парни, десятиклассник Даниил Казыро и девятиклассник Егор Жук, до этого уже работали с лозой, но профессионалами в плетении лаптей пока не стали. Мастер усаживается напротив ребят со свертками лыка – лозы, которую надрал еще по весне:

– В эту пору года она самая эластичная. В конце апреля – начале мая, когда начинает идти сок, еду на болото и ищу в зарослях молодые деревца, которые тянутся к свету. Обращаю внимание на тоненькие и достаточно длинные стволы без сучков, чтобы лыко получалось цельным. Сначала надрезаю кору от корня, а потом аккуратно ее снимаю. Полученный луб скручиваю в моток и связываю. Вернувшись домой, нарезаю его на ленты – полоски разной ширины. Использую их в зависимости от размера обуви, которую нужно сплести: на 43–44-й беру сантиметра по два, на 36-й – по полтора. Материал хранится в дровянике – там всегда сухо и свежо. Больше года он у меня не висит, за зиму всегда расходится.

Не берись лапти плести, не на­дравши лык, – гласит народная мудрость, и мастер ей вторит:

– Правильно заготовить материал, размочить его перед началом работы – это самое главное после знания технологии плетения. С этим у меня были трудности. Родители и деды не научили делать лапти, поэтому пришлось спрашивать о секретах мастерства у наших старожилов.
Сплести основу – самое сложное

Лайфхаки от бабы Нади


В Любанском районе Василию Яскевичу удалось найти всего одну мастерицу, Надежду Михаленю. Несмотря на почтенный возраст (а ей на момент визита было далеко за 80), бабушка Надя с первой попытки ловко сплела лапоток. Василий решил, что все запомнил, и, вернувшись домой, попытался повторить увиденное, но тщетно – забыл, как начинать. Во время второго визита снял мастер-класс на видео, но и запись ему не сильно помогла. Лишь после третьей встречи с лапотницей у него вышла пара красивой обуви.

– Странно, что вы учились у бабушки, – удивляется девятиклассник Егор. – Я читал, что лаптеплетение всегда было мужским занятием.

– Верно заметил, но в прошлом веке было много войн. Когда мужчины уходили на фронт, осваивать ремесла приходилось их женам. У бабушки Нади это получилось отлично. Плела она «зырачыя» лапти – так называют обувь с открытым мыском. Эту дрибинскую технологию плетения в 2011 году внесли в Государственный список историко-культурных ценностей. Надеюсь, ее включат и в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Ребята, заждавшиеся начала мастер-класса, поторапливают Василия Дмитриевича. Тот откладывает разговоры и готовит инструмент: острый нож, а также две деревянные спицы.

Забыть о мозолях


Мастер закладывает основу лаптя – ученики на лету схватывают замысловатое движение рук:

– Помните: если правый лапоть, то крутим лозу вправо, если левый, то влево. Начинаем с задника и двигаемся к носку.

Парни терпеливо выполняют кропотливую работу, слушая замечания ремесленника. Василий Дмитриевич щедро раздает ЦУ: петли старайтесь делать ровные, чтобы их потом не приходилось подгонять. А лыко затягивайте поплотнее, тогда дырки станут меньше и песок не будет засыпаться. В ваших лаптях даже на улицу можно будет выходить.

На пару лаптей у Егора ушло больше двух часов

Мастер говорит это со знанием дела, ведь он сам все лето отходил в обуви, плетенной из лозы:

– Ношу и по дому, и во дворе – очень удобно. Недаром лапти были в ходу вплоть до середины прошлого столетия. Эта обувь легкая, просторная, дышащая, никогда не натрет мозоли. Многие ходят в них в баню, а один знакомый в моих «плетенках» даже за грибами в лес выбирается. К сожалению, «пробег» даже самых крепких лаптей небольшой – километров 10–15. Правда, эту обувь не выбрасывают: обычно ее подплетают, меняют подошву.

И обувь, и оберег


Пятка готова. Теперь начинается механическая работа, которую парни вы­полняют почти вслепую, рассуждая о своем хобби:

– У нас в деревне выбор развлечений невелик: после школы можно пойти или в спортзал, или в Дом культуры. Нам нравится делать лапти. Когда берем в руки лыко, представляем за делом своих прадедов. Сами, конечно, не носим, зато повесили дома как оберег. Говорят, они защищают семейный очаг от невзгод.

– Василий Дмитриевич, у меня лопнула кора. Распускать и начинать заново? – показывает дефект Даниил.

– Нет, это просто трещина, а лыко целое, так что продолжай плести, – советует мастер.

Пару веков назад ремесленникам нужно было 30 минут, чтобы сплести одну пару. У наших ребят так быстро не получается. За полчаса они не закончили даже по одному лаптю. Даем им время и наблюдаем с Дмитрием Яскевичем за работой:

– Это занятие хорошо развивает мелкую моторику, логику, воображение, тренирует память. Здорово, что даже в век интернета и компьютеров мальчишки посещают кружок.

Начинается примерка. Оказывается, обуть лапти – тот еще квест. Длинную веревку нужно продеть в ушки с таким расчетом, чтобы около пятки образовались большие петли и остались два равных по длине конца. Обернутую онучами ногу ставят в лапоть и затягивают петлями крест-накрест, делая несколько оборотов вокруг лодыжки. Пару часов кропотливой работы  –  и парадная, рабочая, домашняя обувь готова. В ней, как говорится, хоть в пир, хоть в мир.

odubrovsk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter