Не кормите школьника чипсами
07.03.2008 01:00:00
Школа — зона риска?
Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Дело в том, что это осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении. “Злом” могут стать малоподвижность во время обучения, учебные нагрузки, неправильно подобранная мебель, плохое освещение в классах, неправильное питание, перекуры школяров, а также постоянная необходимость публично доказывать собственную успешность. В результате дети быстро устают, капризничают, переживают по поводу неуспехов (а от них никто не застрахован), часто болеют, ленятся и просто-напросто не любят школу. Что делать?
На смену загрузке приходит разгрузка
В Министерстве образования над проблемой сохранения здоровья школьников работают уже не первый год, признаются специалисты.
Более того, уверяет заместитель начальника управления общего и среднего образования Министерства образования Республики Беларусь Валентина Маевская, педагоги не только активизируют здоровьесберегающую деятельность, но и создают условия для сохранения здоровья учеников, по крайней мере в стенах школы. Например, за счет перехода на 12-летнее обучение в наших школах уже удалось снизить учебные нагрузки на два часа в неделю в начальной и на пять часов — в средней школе. А еще практически на треть сокращен учебный материал по каждому предмету.
Суббота — на здоровье
Есть хорошая новость как для школяров, так и для их родителей. Напоминаем, со следующего года все до одного общеобразовательные учреждения планируют перейти на пятидневную учебную неделю. Новое правило относится и к лицеям, и к гимназиям, и к классам с изучением отдельных предметов на повышенном и углубленном уровнях. Пятидневка, кроме прочего, даст возможность посвятить еще один день в неделю полноценному отдыху, прогулкам, друзьям, поездкам к бабушкам, театрам, занятиям физкультурой и спортом, оздоровлению... А это, в свою очередь, будет способствовать сохранению здоровья и хорошему настроению ребенка. Кроме того, это возможность для детей проводить больше времени с родителями, чего катастрофически не хватает многим сегодняшним белорусским семьям.
Перерыв на обед
Нельзя забывать и про питание. Ученые, медики, гигиенисты единодушны во мнении — от того, как и что ребенок ест, всерьез зависит его здоровье и полноценное развитие. Школьник должен есть каждые 3,5 — 4 часа. Причем не “фаст-фуды”, чипсы, конфеты, а полезную, насыщенную витаминами и микроэлементами пищу. Поэтому в белорусских школах организован горячий завтрак (обед), а для учащихся, посещающих группы продленного дня, — 2—3 разовое питание. Сегодня в школьных столовых можно предварительно заказывать обед, выбирать блюда — это для привередливых. Накрывают в некоторых школах и шведские столы. Работают кафе, буфеты — без чипсов и газировки. Кстати, горячее питание в школах обязательно разрабатывают с учетом сезонных и физиологических потребностей растущего организма, умственных нагрузок и возраста. В рацион, например, не должны включаться острые приправы, их нужно заменять листовыми. Родителям не стоит экономить на школьных обедах — заказывать ребенку хотя бы раз в день горячий обед. И еще лучше не лениться и собирать в школу ссобойки, в которые включать йогурты, фрукты, соки.
Жизнь после школы
За “перерывы на здоровье” после школы отвечают родители. Как занять досуг отпрыска, отдавать ли его в секцию, сколько позволять ему сидеть у телевизора и компьютера — “личное дело” каждой семьи. Что же касается домашних заданий, то папы и мамы должны знать: на их объем есть ограничения. Согласно санитарным правилам и нормам, второклассникам за “домашкой” следует сидеть не более 1,2 часа, в 3—4 классах — не более 1,5 часа, в 5—6 — не более 2 часов, в 7—8 классах — не более 2,5 часа, а старшеклассникам — не более 3 часов.
А сколько весит ранец?
На сохранение здоровья детей влияют не только умственные, но и физические нагрузки. И здесь речь идет о тяжести портфелей. Гигиенисты обращают внимание, что учебники выпускают в нашей стране с учетом возраста школьников. И обязательно примеряйте портфели на ребенке — они должны соответствовать возрасту, росту и обеспечивать удобство при ношении. Обратите внимание: в маркировке школьных сумок должна быть указана возрастная адресованность (1—4 или 5—12 классы). Расписание в школах составляют таким образом, чтобы не перегружать книжками детей. Задача же родителей — не “начинять” портфель чада тяжелыми пеналами и ненужными вещами, периодически устраивать “ревизии”.
Итак, вес ранцев из расчета на один учебный день в комплекте с письменными принадлежностями не должен превышать допустимые нормы переноса тяжестей на расстоянии до 3 км (см. таблицу).