Нажми на тормоза, или как Госавтоинспекция становится партнером водителей
02.08.2006 01:00:00
Каждое третье ДТП происходит из-за несоблюдения водителями скоростного режима. Для осуществления более полного контроля за порядком на трассах инспекторы вооружены новыми современными приборами видеофиксации “Искра-кадр”. Этот прибор в действии и продемонстрировал наряд ДПС, расположившийся на автодороге Минск—Дзержинск, по которой пролегал наш путь в Несвижский район.
Инспекторы с “Искрой” притаились в “гражданских” “Жигулях”, припаркованных на обочине дороги. Обычно выбирается трасса с односторонним движением, чтобы водители не смогли друг другу “моргнуть” фарами. Примерно за 15 минут на этом участке дороги в среднем происходит два нарушения скоростного режима. И это при том, что водителю дается так называемая фора на превышение скорости на 12 километров с учетом погрешности спидометра в его автомобиле. Например, если на участке дороги разрешено ехать не более 80 километров в час, а “Искра” показывает скорость 92 километра в час, то к водителю претензий нет. Это делается для того, чтобы полностью исключить разногласия с людьми за рулем. Тем более что у прибора погрешность на 100 километров — всего один километр. На мониторе хорошо виден интересующий автомобиль, его скорость и номерные знаки.
— Нарушают чаще всего водители иномарок с большим объемом двигателя, — рассказывает инспектор ДПС Виталий Савин. — В основном в часы пик, когда люди спешат на работу, вечером, в выходные. Отдельная проблема — молодежь. Кто-то недавно получил права, а уже чувствует себя Шумахером, разгоняясь до беспредельной скорости на дорогой иномарке. Видимо, мало кто из них представляет, к чему это может привести, тем более, когда руль находится в неумелых руках.
Учитывая частоту нарушений, спрашиваю о штрафах.
— А это не к нам, — ответил инспектор. — Примерно через два километра будет другой пост — открытого наблюдения в стандартной машине ГАИ со спецсигналами, где и проводятся предупреждающие беседы с водителями, выписываются штрафы, а то и отбирается водительское удостоверение. А мы только передаем туда информацию о нарушителях, которую можно использовать в качестве доказательства превышения скорости.
Действительно, на следующем посту, расположенном на развилке со встречным движением, обстановка стандартная для передвижного наряда ДПС. Так и хочется “моргнуть” встречным автомобилям.
Пока я наблюдал за тем, как налажена связь с предыдущим постом, старший инспектор ДПС СП по ОБДД ГАИ Минской области Андрей Величко уже остановил нарушителя. Надо сказать, довольно внушительного. Для огромного тягача-бензовоза скорость 95 километров в час, мягко говоря, перебор. Страшно подумать, что может произойти при ДТП. Кстати, водитель бензовоза оказался профессионалом (в водительском удостоверении открыты все категории). Тем более непонятна его беспечность. Пока он отделался штрафом.
— Один из самых крупных штрафов — три базовые величины — выписывается при превышении скорости более чем на 30 километров в час, — говорит Андрей Величко. — Повторно в течение года — до 10 базовых величин. Но в последнее время больше практикуется наказание в виде лишения прав на срок от шести до 12 месяцев. Штрафы водители платить, конечно, не хотят. Спорят, доказывая свою невиновность, идут на различные ухищрения, доходящие до абсурда. Например, когда в доказательство нарушителю приводишь кадры, зафиксированные “Искрой”, он говорит, что, мол, здесь не я и машина не моя, хотя номера и водитель хорошо видны на экране. Есть и те, кто утверждает, что если гаишник держит прибор измерения в руке и при этом делает резкие движения, то показания скорости увеличиваются на 10—20 километров. Мы объясняем, что в приборе 900 мегагерц, и чтобы подобное произошло, инспектор должен в одну секунду дернуть 900 раз взад-вперед рукой с измерителем скорости...
— В основном водители — люди сознательные. Правда, встречаются просто уникумы, — продолжает инспектор. — Довольно часто мне приходилось останавливать одного и того же нарушителя из Прибалтики на БМВ-Х5. Так вот, в одной объяснительной он написал: “я — убежденный нарушитель”, а в другой — “нарушал и буду нарушать”, мол, меньше 200 километров в час я ехать не могу. В последнее время что-то давно его не встречал.
Вообще, по мнению инспекторов, мера наказания водителя зависит от многих моментов: его поведения, количества нарушений, записанных в талоне. Если человек все адекватно воспринимает и признает, что был не прав, ему на первый раз может хватить и предупреждения.
Оставив инспектора продолжать исполнять служебный долг, мы направились в поселок Снов Несвижского района на конкурсы “Юный мотоциклист” и “Юный велосипедист”.
В Снове нас встретил начальник УГАИ УВД Миноблисполкома Сергей Шутов, и после конкурсов и профилактических выступлений сотрудников Госавтоинспекции я задал ему несколько вопросов.
— За прошедшие полгода на дорогах Минской области зафиксировано более 600 ДТП, в которых погибли 173 человека и 675 получили ранения. В 60 ДТП виновны нетрезвые водители. Возросло и количество аварий с участием мотоциклистов. С начала года по их вине произошло 61 ДТП, 18 погибших, 64 раненых. Как сводки с фронта...
— Обстановка с безопасностью дорожного движения на территории Минщины действительно остается очень напряженной, но вместе с тем не выходит из-под контроля. При значительном увеличении количества автомобилей, протяженности и улучшении качества автодорог, понятно, выросла и плотность потока транспорта, и скорость движения. Но, анализируя ситуацию за пять лет, можно сказать, что роста аварийности не произошло.
— За счет чего удается держать ситуацию под контролем?
— Прежде всего это целый комплекс мер по обеспечению безопасности. Например, в Минской области на определенных участках автодорог мы планируем устанавливать троссовые ограждения встречных транспортных потоков. Если водитель по какой-либо причине выезжает на встречную полосу, это устройство срабатывает как амортизатор. Такое ограждение установлено на автодороге М1 с 303-го по 308-й километр и уже показало себя в действии.
— Акции, подобные сегодняшней, улучшат ситуацию на дорогах?
— Конечно. Мы стараемся отходить от запретительских мер и методов и стараемся выстраивать партнерские отношения с участниками дорожного движения разных категорий, в том числе и с мотоциклистами, особенно беспокоящими в летний период. Профилактическая работа в школах с детьми поможет с ранних лет привить человеку навыки правильного поведения на дороге. А это позволит вырастить водителя, сознательно соблюдающего правила дорожного движения, а не только при виде наряда ДПС.