Почему падает показатель пассажирских перевозок

Найти счастливый билетик

Судя по статистике, у нас в стране в последние годы наблюдается снижение объема перевозок пассажиров автомобильным транспортом. В прошлом году цифры пассажирооборота упали на 2,5 процента, только за три месяца этого года – еще на 1,2. Причин, как это часто бывает, сразу несколько. В их числе специалисты называют устойчивую тенденцию снижения численности сельского населения и увеличение количества транспортных средств в собственности граждан. А еще — наличие большого числа частных перевозчиков, осуществляющих междугородние автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении под видом нерегулярных.


Только в прошлом году, констатируют специалисты комитета Госконтроля по Гродненской области, объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом в регионе снизился на 3,9 процента и составил 141,2 млн человек. Тенденция в общем-то не нова. Последние годы рынок пассажирских автомобильных перевозок потряхивает. Руководители крупных госпредприятий говорят об убыточности этой социальной опции. Дескать, водителей не хватает, запчасти дорогие, да еще и частники на горло наступают. С нерегулярными перевозчиками более-менее разобрались, но ситуация по-прежнему далека от идеальной.

В госпрограмме развития транспортного комплекса на 2016—2020 годы прописано: к концу пятилетки окупаемость перевозок собственными доходами транспортных организаций по городскому транспорту должна вырасти до 90 процентов, по пригородному – до 75. Однако пока заметного улучшения показателей не наблюдается. Хотя справедливости ради стоит заметить, что эксплуатационные затраты на работу пассажирского транспорта не покрываются доходами от перевозок пассажиров не только у нас, но и во всем мире. Так, например, дотация расходов городского и пригородного транспорта в США составляет около 70 процентов. А в Германии, Франции, Норвегии, Финляндии и других странах – до 57 процентов.

В общем, с транспортом у нас нелады. Летом там слишком жарко, а зимой — холодно, потому что экономят на отоплении. Да и сама конструкция новых автобусов не радует пассажиров: узкие проходы при малом количестве сидячих мест. Ну и, конечно же, никуда не деться от несоблюдения графика. К нам в редакцию регулярно звонят жители с жалобами. Мол, вчера автобус опоздал, а сегодня и вовсе не приехал. Есть нарекания на длинные «пересменки» в вечернее время. Особенно страдают жители новых спальных микрорайонов. Ситуацию спасают частные перевозчики, но и к ним есть немалые претензии.

Есть ли возможность как-то исправить положение? Учитывая снижение объемов перевозок и пассажиро-оборота, окупаемость оказываемых услуг за счет доходов транспортных организаций не обеспечивается, так как тарифы на городские и пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении устанавливаются на уровне платежеспособного спроса населения. И это правильно. Цена на талон и проездной ведь не может расти постоянно в угоду нуждам транспортников. Должны же быть иные способы.

Работники Гродненского КГК сделали вывод: повышение окупаемости перевозок пассажиров возможно не только за счет увеличения тарифов, но и за счет снижения затрат самими организациями. Во время проведенных проверок нашли резервы сокращения затрат на оказание услуг по перевозкам пассажиров в сфере организации этих перевозок, оптимизации внутрихозяйственных расходов и маршрутной сети.

Немалый резерв снижения себестоимости оказываемых услуг имеется и в принятии перевозчиками мер по экономии топлива, а еще — во внедрении современных систем и технических средств диспетчерского управления. Достаточно исключить полное либо частичное дублирование маршрутов либо отдельных участков улично-дорожной сети — глядишь, и дело наладится.

tanula.k@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter