Литва начинает сворачивать инфраструктурные проекты: без белорусских грузов денег на развитие в соседней стране не хватает

Наступили на санкционные рельсы

Литва ввязалась в санкционную драку против соседей. Сейчас пожинает плоды финансовых убытков. Бравая риторика «а нам все равно» отходит на задний план. При ближайшем рассмотрении оказалось, что без белорусских грузов лицо у литовской транспортной инфраструктуры выглядит несколько грустным. Конечно, прекращение перевалки белорусских калийных удобрений через Клайпеду — не самая позитивная новость. Ломать и изменять отработанную систему логистики всегда сомнительное удовольствие. Но история с Литвой показывает: ликвидные товары перекинуть на другие каналы поставки пусть и сложно, хлопотно, но возможно. А инфраструктура — товар не торгуемый: литовские рельсы, морские терминалы и оказываемые ими услуги на другое направление не перекинешь. Логистика без товарных потоков мертва. И сбор денег на похороны уже начался. Литовская железная дорога затягивает пояс, хотя санкционный декабрь еще не пришел, а уже решили отказаться от реконструкции участка Плунге — Шатейкяй. Объясняют отказ от проекта геополитической ситуацией и санкциями США в отношении Беларуси. Хотя первопричина очевидна для всех — деньги закончились. 

Развитие транспортной инфраструктуры в Литве под вопросом из-за прекращения сотрудничества с Беларусью.
Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Испокон веков торговля занимала значительное место в экономике Балтийских государств. Но в этом году в силу политических амбиций литовские власти безжалостно зарезали курочку, которая несет золотые яйца. Точнее, несла. В деле генерирования идей разных санкций в отношении Беларуси Вильнюс был впереди стран коллективного Запада. Но перегнули палку. Правда, формально неприятности у Литвы начались после американских санкций против нашей страны. Но в Вашингтоне, принимая решения, явно забыли учесть интересы своего младшего партнера в Европе, который переваливал в год 19 миллионов тонн белорусских грузов через свои порты. Только калийных удобрений больше десяти миллионов. Этот грузопоток обрезали американцы своей ограничительной политикой. Еще летом генеральный директор Lietuvos geležinkeliai (Литовские железные дороги, LTG) Мантас Бартушка заявил: потеря белорусских грузов ударит по экономике транспортников. «Железка» потеряет около 60 миллионов евро, вся логистическая цепочка — более 100 миллионов евро. В результате, по словам Мантаса Бартушки, Литовским железным дорогам может понадобиться государственная помощь на поддержание инфраструктуры. Либо придется поднимать тарифы для населения. Процентов на тридцать. Напомню, что этот топ-менеджер говорил несколько месяцев назад, когда еще не разразился энергетический кризис. Правда, тогда голос разума заглушал политизированный оптимизм других так называемых экспертов. Они утверждали: мол, были бы порты, а грузы найдутся. Некоторые питали надежды перетянуть на себя украинские транзитные грузы. Хотя реалисты отмечали: грузоотправители, которые хотели и могли, уже и без новой реальности присутствовали в Клайпедском порту. Откуда возьмутся другие объемы? 

В конечном итоге правы оказались реалисты. И сегодня Литовская железная дорога пересматривает свои инвестиционные планы. В частности, решено приостановить строительство второй железнодорожной линии на участке Плунге — Шатейкяй. Это на северо-западе Литвы. Поэтому к белорусскому калию данный проект никакого отношения не имеет. Эти 13 километров дополнительных путей нужны Литве для собственных нужд. Но приходится затягивать пояса. Стоимость отложенного проекта — около 60 миллионов евро. Возможно, чистое совпадение, но сумма поразительно совпадает с размерами потерь. Правда, литовские транспортники утверждают: проект только приостановлен. Возможно, его удастся реализовать в следующем году. Только не совсем понятно, что в положительную сторону изменится для литовской логистической отрасли? Источник грузопотока, который смог бы заместить белорусский транзит, пока не просматривается. 

Между тем Литва вместе с другими балтийскими партнерами продолжает реализовывать проект Rail Baltica — магистральная железная дорога с европейской шириной колеи, которая свяжет Польшу, Литву, Латвию и Эстонию. Цена стройки — почти шесть миллиардов евро. Правда, пока она затягивается. По множеству причин. В том числе и некоторого дефицита финансирования. Однако Вильнюс утверждает: с деньгами все в порядке. Они есть, даже в избытке. Благо ключевым спонсором стройки выступает Европейский союз. Мол, главное — эффективно использовать средства. Предлагается оригинальное решение: положить пути, а возведение станций оставить на потом. Впрочем, нужны ли на этой трансприбалтийской трассе полустанки? Пассажиро- и грузопоток по ней тоже не просматривается. Вроде бы первоначально Rail Baltica должна была заработать целых 16 миллиардов евро. Но когда начались работы, бизнес-прогнозы скорректировали. Оказалось, что прибыли не предвидится: будут убытки около четырех миллиардов евро. Но дело в том, что проект этот не коммерческий, а скорее военный. Ключевая функция этой скоростной магистрали — переброска войск НАТО. Если исключить армейскую составляющую, то эта магистраль, собственно говоря, никому и не нужна. Словом, если так пойдет и дальше, то литовская транспортная инфраструктура превратится исключительно в военную. Но такой подход слишком дорогой. Экономика страны может не потянуть нагрузку. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter