Анатолий Андреев 23 года руководил транспортной отраслью

Настоящий министр

Анатолий Евгеньевич Андреев воевал вместе с Константином Заслоновым, 23 года руководил транспортной отраслью

Анатолий Евгеньевич Андреев воевал вместе с Константином Заслоновым, 23 года руководил транспортной отраслью


Два года назад в последних числах октября в Рогачеве на здании автовокзала была открыта мемориальная доска в честь Героя Соцтруда, бывшего министра автомобильного транспорта БССР, одного из организаторов партизанского движения Анатолия Евгеньевича АНДРЕЕВА. 

В тот день, несмотря на холодный осенний ветер, собралось немало людей. На торжественную церемонию пришли председатель райисполкома, представители организаций и предприятий города. Знаковое событие не пропустили и родственники знаменитого земляка: сын — директор ОХП «Институт сварки и защитных покрытий» Михаил Андреев, а также внук — выпускник Ленинградской академии художеств искусствовед Александр Радаев. Среди гостей были и представители транспортных отраслей страны и области. Один из сподвижников Анатолия Евгеньевича — бывший руководитель Рогачевского автопарка Василий Вишневский — инициировал работу, благодаря которой и была открыта памятная доска. В планах руководства района — сделать все, чтобы одна из улиц Рогачева носила славное имя Анатолия Андреева.

Он родился 14 сентября 1916 года в семье железнодорожного служащего Евгения Николаевича Андреева и его жены Феоны Федоровны. В 1931 году окончил семилетку, в 1933-м — Оршанскую железнодорожную школу ФЗУ. Работал слесарем по ремонту паровозов, кочегаром, помощником паровозного машиниста, а с 1935 года — машинистом в паровозном депо станции Орша Витебской области. Награжден медалью «За трудовое отличие». Занимался парашютным спортом в местном аэроклубе.

В июне—августе 1941 года, работая машинистом в прифронтовом районе, Андреев участвовал в перевозках войск и различного имущества, водил бронепоезд. В сентябре 1941-го  в Москве добровольно вступил в партизанский отряд, формируемый начальником паровозного депо станции Орша Константином Заслоновым. 1 октября того же года отряд перешел линию фронта в Смоленской области и развернул партизанские действия в тылу врага.

Вот как о том времени вспоминал Анатолий Евгеньевич: «Заслонову разрешили сформировать отряд. Мы перешли линию фронта и взяли направление в Оршанский район Витебской области. Путь отряда был чрезвычайно тяжелым. Наша одежда и обувь быстро пришли в негодность. Кончилось питание. Мы голодали по нескольку суток, достать продовольствие было невозможно. Каждый хутор кишел фашистскими войсками, которые рвались к Москве. Невозможно было даже развести костер, чтобы обогреться. А морозы тогда стояли жестокие. 

В этих исключительных условиях труднее всех было Заслонову. Он отвечал за весь отряд и за каждого бойца в отдельности. Он обязан был принять единственно верное решение. И такое решение Заслонов находит. Он отдает нам приказ спрятать оружие и боеприпасы, пробираться в одиночку на станцию Орша. Там определиться на работу, чтобы в последующем собраться вместе и проводить диверсии на вражеском железнодорожном транспорте. Это сейчас смелый и дерзкий поступок Заслонова видится ясным и логически оправданным. Тогда же не все партизаны поняли и приняли целесообразность такого шага командира…»

Андреев был в отряде заместителем начальника разведки — заместителем комиссара, а затем комиссаром отряда. В ноябре 1941—феврале 1942 года в составе диверсионной группы Заслонова принимал активное участие в подпольно-диверсионной деятельности на Оршанском железнодорожном узле, а затем — в боях на территории Витебской и Минской областей. Стал к тому времени комиссаром объединенных партизанских отрядов Бегомльского района. В сентябре 1942-го в составе объединенных отрядов вышел через линию фронта в расположение советских войск.

В декабре 1942—марте 1943 года Андреев, находясь в распоряжении Белорусского штаба партизанского движения, занимался формированием, обучением и подготовкой парашютно-десантного партизанского отряда имени Комсомола Белоруссии для действий в глубоком тылу противника. 4 мая 1943-го вместе с отрядом десантировался в тыл врага. До августа 1944 года в качестве комиссара и командира этого отряда воевал на территории Белостокской области (ныне — Гродненская область).

После полного освобождения Белоруссии в конце 1944 года Анатолий Евгеньевич направлен в состав Комиссии уполномоченного Правительства Белорусской ССР по переселению белорусского населения с территории Польши, где проработал до окончания войны. В мае 45-го вернулся к профессии и стал машинистом-инструктором паровозного депо станции Минск.

В 1946—1948 годах Андреев возглавлял бюро парторганизации паровозного депо станции Минск. Привлекался к работе в опергруппе Совнаркома по вывозу промоборудования из Германии в Белоруссию. 

В 1950—1960 годах Андреев — заведующий отделом транспорта, дорожного хозяйства и связи Управления делами Совета Министров Белорусской ССР. В 1960—1961 годах — первый заместитель, а в 1961–1963-х — начальник Главного управления автомобильного транспорта при Совете Министров Белорусской ССР. В 1963 году Главное управление было преобразовано в Министерство автомобильного транспорта Белорусской ССР, и Анатолий Евгеньевич Андреев был назначен министром. В этой должности он проработал вплоть до выхода на пенсию в 1984 году.

В НАЧАЛЕ 70-х под его руководством Министерство автомобильного транспорта республики впервые перешло на полный хозрасчет и самофинансирование, что позволило не только гарантировать своевременную выплату нормативных отчислений в бюджет, но и значительно повысить качество работ и услуг, снизить их себестоимость, улучшить условия труда и быта транспортников. Результаты этого эксперимента изучались и широко использовались в других отраслях народного хозяйства республики, а также в ряде союзных республик. 

26 августа 1976 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в развитии автомобильного транспорта Белорусской ССР, активную общественную деятельность и большой личный вклад в организацию партизанского движения Анатолию Евгеньевичу Андрееву присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В декабре 1986 года создано Всесоюзное общественное объединение ветеранов, первым председателем которого избрали Кирилла Трофимовича Мазурова. В 1987—1994 годах Анатолий Андреев возглавлял Белорусский республиканский совет ветеранов войны и труда. С марта 1987-го по апрель 1992 года — председатель Комиссии по делам бывших партизан и подпольщиков при Президиуме Верховного Совета Белорусской ССР.

Умер 26 марта 2005 года на 89-м году жизни. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске.

Подготовил Виктор КРУЧКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter