С этого учебного года в наших школах вновь появились военруки. В чем их главная задача?

Наставник юных патриотов

При подборе руководителей по военно-патриотическому воспитанию, как их официально именуют, главный упор был сделан на том, чтобы найти педагога с активной гражданской позицией, который сможет привлечь ребят к участию в акциях, конкурсах, соревнованиях и будет для них примером. 

Фото автора

О важности военной подготовки

За плечами учителя допризывной подготовки СШ № 3 Ганцевичей Владимира Худницкого 47 лет педагогического стажа и множество побед и призовых мест на соревнованиях по военно-патриотическим играм. Среди последних достижений — второе место на республиканской «Зарнице» и первое на республиканской «Зарничке», которые тренируемые им школьные команды завоевали в нынешнем году.

— На мой взгляд, решение усилить работу с подрастающим поколением, уделить повышенное внимание его патриотическому воспитанию, подготовке к службе в Вооруженных Силах было абсолютно верным, — говорит Владимир Худницкий. — Цель этой работы — сформировать из учащихся настоящих граждан своей страны. Плюс это и повторение в современных условиях ранее существовавшей практики начальной военной подготовки, которой еще во времена СССР уделялось самое серьезное внимание. 

Действительно, благодаря своему богатому жизненному и педагогическому опыту Владимир Худницкий может сравнивать старые и новые методы в преподавании допризывной подготовки. Его путь на этом поприще начался еще в 1974 году, когда после трехлетней срочной службы на подводной лодке Черноморского флота и окончания специальных курсов подготовки офицеров запаса он пришел на работу военруком в Заборовскую СШ Пинского района. Через четыре года Владимир Анатольевич переехал в Ганцевичи и устроился военруком и учителем трудового обучения в только открывшуюся городскую среднюю школу № 3. И с тех пор вся его трудовая биография связана только с этим учебным заведением. Без отрыва от работы в 1980 году он окончил Оршанское педучилище, а в 1984-м — Мозырский пединститут.

И строевая подготовка, и полевые сборы

В советские времена начальная военная подготовка в школах не считалась каким-то второстепенным предметом, и на нее в старших классах выделялось два часа в неделю, вспоминает педагог:

— От нас требовалось обучить молодых людей на таком уровне, чтобы в армию они приходили уже с базовыми знаниями и навыками военного дела. Соответственно и учебная программа была очень насыщенной. Она включала в себя строевую подготовку, обучение обращению с оружием, учебные стрельбы, полевые сборы. Материальная база тоже находилась на соответствующем уровне — у нас были учебные автоматы, мины и гранаты, пневматические и мелкокалиберные винтовки, при необходимости в военкомате выдавались приборы радиационного и химического контроля. И все это реально использовалось в учебном процессе. Впоследствии многие мои выпускники, в том числе и те, кто попал служить в Афганистан, демобилизовавшись, приходили и с благодарностью говорили, что эти школьные занятия помогли им быстрее адаптироваться в суровых армейских условиях.

В 1990-е годы, когда с развалом Советского Союза на смену НВП пришла допризывная подготовка, значение предмета резко упало. Как следствие, снизились его материально-техническое обеспечение и качество подготовки. 

Фото Александра Кушнера

Опыт, который пригодится в жизни 

Владимир Худницкий отмечает, что многим ученикам нравится участвовать в военно-патриотических играх, знакомиться с основами военного дела:

— Кроме непосредственно допризывной подготовки, я веду еще два тематических кружка — «Защитник Отечества» и «Зарничник». В рамках этих кружков у меня сформированы четыре разновозрастные команды для подготовки к военно-патриотическим играм. В каждую из них входит от 8 до 15 учащихся. Причем среди них есть и девушки. И скажу вам, эти девчата, например, по скоростной разборке-сборке автомата Калашникова (а у нас в кружке рекордом является 30 секунд) дадут фору многим парням. 

На «военных» уроках не ограничиваются только специальной подготовкой, а уделяют большое внимание изучению героических страниц истории Беларуси и подвига нашего народа в годы Великой Оте­чественной войны, продолжает педагог:

— Поэтому главное, чему должны научиться юноши и девушки на наших занятиях, — патриотизму. Важно гордиться своей страной и быть физически и морально подготовленным при необходимости защитить Отечество.
Павел Бертош, одиннадцатиклассник ганцевичской СШ № 3:

— Занятия по допризывной подготовке дают нам многое. Для меня очень важны дисциплина, самоорганизация и чувство ответственности, которые нам привил Владимир Анатольевич, а также хорошая физическая форма. К примеру, я могу подтянуться 20 раз. И хотя в моих планах значится поступление в вуз не на военную, а на техническую специальность, полученные знания мне в любом случае пригодятся — либо при обучении на военной кафедре, либо на срочной военной службе. 

Гарнизоны на горизонте

Сегодня необходимо создать серьезную учебно-материальную базу по допризывной подготовке, уверен военрук Владимир Худницкий:

— Как правило, сейчас в распоряжении большинства военруков есть только наглядные пособия и плакаты или учебные фильмы. И не в каждом учебном заведении, как у нас в школе, имеются свой стрелковый тир, пневматические винтовки и учебные автоматы для освоения разборки-сборки. Понятно, что с их помощью можно подготовить ребят к выступлению на различных соревнованиях. Но для реальной подготовки к службе в армии этого мало. Поэтому очень хорошо, что с нынешнего учебного года Министерство образования и Министерство обороны решили активизировать сотрудничество по работе с допризывной молодежью.

Военрук из Ганцевичей отмечает, что недавно он встречался с представителями одной из воинских частей Барановичского гарнизона, за которой закрепили их школу. Была достигнута предварительная договоренность о проведении на ее базе в этом учебном году учебно-полевых сборов по допризывной подготовке, стрельб из автомата Калашникова, военно-профессиональной ориентации учащихся. Кроме того, на прошлой неделе группа из 20 старшеклассников СШ № 3 вернулась со сборов, проходивших в Молодежном патриотическом центре в Брестской крепости.

Знания в прямом эфире 

В Беларуси 2940 государственных учреждений общего среднего образования. Месяц назад к занятиям приступили около 1 млн 85 тысяч ребят. Пандемия показала, что процесс получения новых знаний требует использования не только традиционных методов. Так, в обновленном Кодексе об образовании предусмотрено существование дистанционной формы обучения как самостоятельной. 

Будет совершенствоваться и формат вступительной кампании. Предлагается введение национального экзамена для выпускников средней школы и внутреннего вступительного испытания по профильному учебному предмету в учреждениях высшего образования.

Также среди перспективных перемен — предоставление статуса молодого специалиста выпускникам, получившим образование на условиях оплаты и изъявившим желание получить распределение на первое рабочее место. 

Безусловно, базовые ценности в развитии нашей системы образования — социальная справедливость, равный доступ, качество — сохранятся.

Еще одна проблема, которую необходимо решать на государственном уровне, — это повышение престижа учительской профессии. Именно учителю принадлежит главная роль в обучении и воспитании, поддержке и сопровождении каждого ученика и выстраивании доверительных отношений с семьей. Важно, чтобы специалиста от его первостепенных обязанностей не отвлекала бумажная волокита. Также разработана программа планомерного повышения заработной платы всем категориям педагогических работников. К 2025 году она вырастет до средней по стране.

paplauski@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter