Наши мамы

Для каждого из нас нет на свете ближе и дороже человека, чем мама. И сколько бы нам ни было лет, нам всегда она нужна — ее заботливые руки, ее любовь и добрый совет.
Для каждого из нас нет на свете ближе и дороже человека, чем мама. И сколько бы нам ни было лет, нам всегда она нужна — ее заботливые руки, ее любовь и добрый совет. Кто первый искренне порадуется нашему успеху? Кто первый придет на помощь в трудную минуту? Мама! Так давайте же дарить им подарки, говорить слова благодарности не только в Год матери и не только 8 Марта — каждый день. И еще почаще набирать ее номер, чтобы сказать «Я тебя люблю».

К матери министра информации Владимира Русакевича — Вере Клементьевне — мы отправились в гости в Брест. В 44 года она потеряла мужа. Осталась одна с тремя детьми — двумя сыновьями и дочерью. Сама поднимала их на ноги. Теперь у Веры Клементьевны 5 внуков и 4 правнука. Мягким голосом говорит она о большой своей радости: «Мои дети полезны людям». А на расспросы по поводу того, хулиганил ли в детстве будущий строгий министр информации, твердо отвечает: «Нет». И удивляется: «Неужели он такой строгий? Из всех троих он самый ласковый, самый младший ведь он у меня...» А вообще, Вера Клементьевна никогда не наказывала детей. Если шалили — могла только пожурить. Да и времени у ребят на шалости, считай, не было. Даже когда был жив отец, работавший председателем колхоза, ребята много трудились — по дому, во дворе, в огороде. Пропалывали картофель, рубили дрова, делали все, что не успевала сделать их трудолюбивая мамочка — уважаемая на селе звеньевая Вера Русакевич.

Александра Петровна Чуйко — мама Гриши. Нет, извините, Григория Петровича — опытного управленца и руководителя известного на всю страну многоотраслевого аграрного хозяйства «Ждановичи». Теплая улыбка, добрые глаза, волосы собраны в пучок и заколоты шпильками. Протягиваем ей цветы — и невольно срывается с губ:

— А сын–то так на вас похож...

— Да, внешность моя, но характером весь в отца, — рассказывает Александра Петровна, — муж Петр Матвеевич тоже был хозяйственник. Работал ветеринаром, потом бригадиром — дома было не застать. То поросенок у кого–нибудь заболеет, то корова, то теленок — в час–два–три ночи поднимут его, и бежит спасать, будто до утра нельзя подождать. А бригадиром стал — работы еще больше. С утра на велосипед — и в поле, проверять, все ли тракторист сделал, что поручал ему... Это сейчас каждый занимается своим делом. А тогда — один за троих: и швец, и жнец, и на дуде игрец...

Александра Петровна волнуется, теребит в руках платок, не зная, про кого корреспондентам лучше рассказать. Ведь у нее уже 4 внука и правнук (тоже Гриша). Они для нее одинаково хороши и любимы. За всех волнуется: этот в вуз не поступил, тот ленится, другой в личной жизни разобраться не может. Своих двоих сыновей Александра Петровна воспитывала в строгости и труде: огород полить, сено заготовить, животных покормить — все делали.

— Это сегодня в город перебрались, — сетует Александра Петровна. — Каждое лето стараюсь уехать в деревню. Но там работы много, а силы уже не те. В итоге стоят в Ивашне Оршанского района два дома, пустуют.

— А сыновья?

— Они мало со мной бывают — своих дел невпроворот. А вот внукам даю советы. Чтобы воспитать хорошего человека, нужна дисциплина. И не только дети должны быть послушными, но и родители. Надо всегда выполнять то, что обещаешь ребенку, и объяснять, и просить прощения, если обещание сдержать не удалось.

— Чего не хватает маме?

— К земле хочется быть ближе. Стараюсь каждый день выйти на улицу, даже в сильный мороз. Но с 8–го этажа, если лифт не работает, так сложно спуститься. Да и в лифте раз застряла. Хорошо, соседский мальчишка выручил. А так — растерялась, не знала, куда звонить, хоть и мобильный телефон сын подарил.

— Какой подарок хотели бы получить на 8 Марта?

— Лишь бы здоровье было, не надо мне подарков.

Лидия Дмитриевна Брызга из деревни Остромечево Брестского района — не только мама, но и Герой Социалистического Труда. Высокое звание получила в 1981 году как одна из лучших доярок Брестчины. Пришла на ферму в 16 лет. За плечами — восемь классов. Десятилетку окончила, когда дети уже стали взрослыми. Работа состояла из 4 (!) доек в день. Заканчивалась в полночь. А в половине четвертого уже надо было вставать, чтобы не опоздать на утреннюю дойку. «Когда была депутатом — Верховных Cоветов СССР и БССР, Брестского областного совета — часто приходилось отлучаться из колхоза. Пока автобус в деревню придет, старалась коров подоить. Помогать шли на ферму и дети. Потому, наверное, не случайно и они выучились на зоотехников, ветврача... Хотя я и мало времени ребятишкам уделяла, старалась учить их любить дело, которым занимаются», — детьми своими Лидия Дмитриевна довольна. Рада каждой встрече с ними.

Мама олимпийской чемпионки Юлии Нестеренко Тамара Борцевич в глубине души надеялась, что дочь пойдет по ее стопам и станет бухгалтером, но Юля мечтала покорить «королеву спорта» — легкую атлетику. Тамара Петровна говорит, что до последней секунды не могла поверить в победу дочери на Олимпиаде в Афинах. Так велико было ее счастье. А для Агрепины Карват самое большое счастье в жизни — воспитать настоящего человека. Семья, по ее мнению, должна начинаться с добра и порядка. Она вырастила двоих сыновей. Один из них — военный летчик Владимир Карват — посмертно удостоен звания «Герой Беларуси».

Вот такие они — мамы. Скромные, обаятельные и трогательные. Они воспитывали детей, что называется, не по книгам. Личным примером научили главному — на совесть трудиться, приносить пользу стране.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter