Наше кино
18.06.2010
Маленькие заминки, знакомые каждому, кто смотрит фильмы на компьютере, создавали полное ощущение причастности к рождению произведения искусства. Молодой российский режиссер Александр Котт честно заявил, что в первый раз видит свою картину целиком. Единственным человеком, который признался, что смотрит ее уже во второй раз, был министр культуры Павел Латушко. Его заинтересованность легко объяснима: это совместный белорусско–российский проект, финансировавшийся из бюджета Союзного государства. Александр Лукашенко после просмотра сказал, что показанная история его очень тронула. А еще вызвала «целую бурю впечатлений на злобу сегодняшнего дня». «Я хочу, чтобы вы побыстрее передали руководству России этот фильм. Для них он будет очень актуален, — заметил Президент. — Мне часто в Москве говорят, что надо «переформатировать наши отношения» и сделать их «прагматичными». Так вот, хотелось бы, чтобы они посмотрели и вспомнили, что белорусы и русские сидели в одних окопах. Надо понимать, что отношения между государствами и народами измеряются не кубометрами газа и не тоннами пошлинной или беспошлинной нефти...»
...Я, по правде сказать, не смотрел вторых «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова. Но многие из тех, кто вчера был в «Центральном», сравнивали две ленты. Отмечали, что Котт не поддался моде, не положил в основу своего кино голливудские лекала. В фильме хватает крутых спецэффектов, массовых сцен, тщательного натурализма в гриме и виртуозной работы камер, и вполне формальных изысков. Но есть в нем и что–то от старых, чуть не написал «добрых», советских фильмов про войну. Которые смотришь и не думаешь о том, сколько денег вложено в съемки. Впрочем, коль уж зашла речь, скажу: «Брестская крепость» обошлась примерно в 8 миллионов долларов. Небольшой по нынешним временам бюджет...
За него на этот вопрос ответили зрители. Я бывал на премьерах фильмов и могу сказать, что вежливый зритель промолчит, если ему не понравилось. Но глаза никогда не врут. Когда во время показа я понял, что у меня самого комок подступает к горлу, обернулся в темный, как ожидал, зал и увидел, что он просто светится от влажных глаз, в которых отражается происходящее на экране.
«Все в искусстве допустимо, кроме равнодушия, — говорит автор сценария Алексей Дударев. — Здесь есть сострадание. Фильм откликается болью даже у тех, для кого это глубокая история». В зале сидело много студентов, изучающих режиссерское и актерское мастерство, и мне кажется, что они были готовы увидеть духоподъемную ленту с легко усваивающимися смыслами. Да, это, безусловно, патриотическое кино, но из того, что я услышал у себя за спиной, когда сидел в седьмом ряду, было понятно, что даже таких привередливых зрителей, как студенты, фильм тронул глубоко. Предположу, что осенью ленту ждет хорошая судьба в широком прокате.
Александр Лукашенко вчера признался, что сейчас уже очень настороженно относится к съемкам фильмов под патронатом Президента. Но в таких проектах готов участвовать. А в ближайшее время Александр Лукашенко намерен предметно обсудить будущее нашего кинематографа с причастными к отрасли руководителями. Судя по его настрою, а он обронил–таки вчера несколько оценок, разговор предстоит непростой. Но это завтра...
Вчера режиссер Александр Котт, которого все наперебой хвалили, но который сам по большей части отмалчивался, рассказал один эпизод со съемочной площадки. «Мы привыкли делать по–своему, белорусы — по–своему. Но в конце концов, когда уже заканчивался монтаж, я четко осознал, что мы — одна группа, что мы — один народ», — сказал он.
Я почувствовал, что этот смысл он и заложил в свое произведение.