Наша «тарелка» уже летает
22.02.2007 01:00:00
Что не погибло вместе с дирижаблем «Гинденбург»
Дирижабль «Италия» в 1928 году доставил экспедицию Умберто Нобиле к Северному полюсу, но на обратном пути оброс льдом и, перегруженный, рухнул недалеко от Шпицбергена.
Другая катастрофа случилась в 1930 году с английским дирижаблем R-101. На тот момент он был самым большим в мире дирижаблем – длиной 236 м. В свой первый и последний полет он поднялся с 54 пассажирами на борту. Среди пассажиров – шесть крупнейших представителей английской авиации, в том числе автор проекта R-101 полковник Ричмонд и будущий вице-король Индии лорд Томсон, летевший к месту его будущего «царствования». Но до Индии аппарат не долетел… Он начал терять высоту уже над Ла-Маншем. Над Северной Францией командир заметил, как близка земля, и попытался сесть на аэродроме Бове. Но не дотянул. Дирижабль задел землю хвостовым оперением, рухнул и взорвался. Уцелело лишь восемь человек, из них двое умерли от ожогов.
Известно, что перед началом испытаний R-101 оболочку для упрочнения покрыли слоем каучука, и она стала рассыпаться в пыль. Правда, руководители проекта заявили, что вся испорченная обшивка была заменена. Но в первый же день испытаний по непонятным причинам произошел разрыв оболочки длиной 30 метров. Ее срочно залатали. За ночь появился новый разрыв длиной 12 метров. Трудности преследовали дирижабль и дальше. Почти готовый, он подвергался переделкам, как потом выяснилось, ухудшавшим его качества. Итог известен. Следствие констатировало, что «непосредственной причиной катастрофы стала утечка газа из баллонетов в носовой части дирижабля».
Катастрофа была сокрушительной. Прошло несколько месяцев, и английское правительство свернуло все работы по проекту, а новый «с иголочки» дирижабль R-100, лишь немного уступавший своему собрату R-101 по размерам, был разрезан на куски.
Шестью годами позже жертвой катастрофы стал цеппелин LZ-129 «Гинденбург». Гитлер назвал его гордостью империи. Своих пассажиров в количестве 72 человек (для того времени это было сенсацией) он нес со скоростью 130 км/час. Цеппелин «Гинденбург» успел совершить восемнадцать рейсов через Атлантику до того, как в Америке, заходя на посадку, уже у самой причальной мачты, внезапно загорелся и сгорел в считанные секунды. Гестапо, изобразив некое подобие следствия, заявило, что причина катастрофы – диверсия, а сам «диверсант» – антифашист Эрих Шпеель умер от ожогов в больнице.
В наши дни стали известны новые подробности этой катастрофы. Одному американскому исследователю-любителю не давали покоя вопросы: почему же цеппелин сгорел с такой молниеносной быстротой? По общепринятой версии, горел водород – газ, наполнявший баллонеты дирижабля. И никто за шестьдесят лет не задался вопросом: почему на ленте с кадрами катастрофы ясно видно пламя, в то время как водородное пламя прозрачно, то есть невидимо? А, если горел не водород, то что же? Какое вещество питало хорошо видимое пламя, запечатленное на оставшихся документальных кадрах?
Этот вопрос так бы и остался без ответа, но случилось чудо: в руки исследователя попал подлинный образец обшивки «Гинденбурга». И когда был сделан химический анализ остатков, у исследователя был шок: краска, покрывавшая обшивку «Гинденбурга», по своему химическому составу была близка к современному твердому ракетному топливу! То есть она состояла из веществ самых горючих, какие только возможны. Достаточно было любой случайной искры, например, атмосферного разряда, чтобы цеппелин превратился в пылающий факел. Чудом было то, что он успел совершить восемнадцать рейсов до того, как это произошло. Было ли это головотяпством или диверсией на высоком уровне, мы уже никогда не узнаем.
Эта катастрофа стала «последней соломинкой, сломавшей спину верблюда». Крупных дирижаблей в Европе больше не строили. А зря! Ведь они только-только начали свою эволюцию, для них еще не были созданы ни современные материалы, ни нужные конструкции – отсюда и все беды. Но сколько пользы принесли те далеко не совершенные дирижабли! Цеппелин «Гинденбург» погиб, но идея воздухоплавателей не умерла и обрела новую перспективу.
Транспорт вездесущий и дешевый
Каким же должен быть дирижабль XXI века? Это огромная – до трехсот метров в диаметре – «чечевица», наполненная гелием, с атомной энергетической установкой мощностью в 200-450 тыс. кВт. Для полетов в стратосфере на нем можно дополнительно установить турбореактивные или ракетные двигатели. Кроме того, он должен иметь спускаемую на тросах грузовую платформу, которая делает необязательной посадку на грунт при погрузке и разгрузке. Потенциальная грузоподъемность такого дирижабля-дисколета – до 2000 тонн, крейсерская скорость – 150-250 км/час. Высота подъема у коммерческих образцов – до 10 км, а в особых случаях может достигать 35 км.
Ключевая характеристика любого транспорта – стоимость перевозки. Стоимость перевозки тонно-километра для дисколета грузоподъемностью 2000 тонн по расчетам составит около 0,015 долларов США. Для справки: самый дешевый транспорт в мире – морской, стоимость тонно-километра по морю около 0,006 доллара, стоимость перевозок автомобильным транспортом составляет около 0,15 доллара, авиационным порядка 0,40 доллара за тонно-километр. Цены ориентировочные. Однако дисколет может успешно конкурировать с грузовыми морскими судами за счет скорости и удобства доставки грузов от отправителя получателю, как говорят, от порога до порога.
Более того, при доставке больших грузов в труднодоступные районы, например, Крайнего Севера или Дальнего Востока, дисколет будет в несколько раз дешевле специального автотранспорта, несравнимо быстрее морского и не зависит от времени года. Мы, по сути, получаем транспорт с возможностями авиации, но более экономичный и не требующий постройки аэродромов. Он, как вертолет, может зависнуть над любой точкой (заводом, магазином, товарным складом, участком тайги или островом в океане) и спустить на грузовой платформе контейнер размером с небольшое морское судно, и затем на ней поднять на борт груз из этой точки.
Атомный дисколет имеет абсолютное преимущество перед своим «коллегой» с двигателем внутреннего сгорания (на бензине или газе). Его не надо заправлять перед каждым полетом, значит, не надо строить топливные базы в районе его действия и не надо доставлять туда топливо тысячами тонн. Да и в пожарном отношении он безопаснее. Самолеты и морские суда заправляются большим количеством топлива. Это летающие и плавучие цистерны с горючим. Вместо сотен тонн горючего дисколет возьмет полезный груз. Дисколет может поднимать в 5–12 раз больше груза, чем самые большие самолеты, то есть от 600 до 2000 тонн против 110-160 тонн.
В отличие от поезда, дисколет не требует прокладки железнодорожных путей в конечный пункт назначения. А значит, не надо тратить деньги на содержание и ремонт этих путей. И скорость у дисколета в разы больше, чем средняя скорость на перегоне у поезда. Для России это очень важный показатель. Дисоклет может летать там, где нет никакой инфраструктуры. У него нет ограничений по дальности. И, наконец, его вес в полете не изменяется вследствие расхода топлива, и сплавная сила остается неизменной. Поэтому нет надобности выпускать в атмосферу драгоценный гелий.
Автотранспорт он так же превосходит тем, что грузоподъемность у дисколета в десятки раз больше, чем у автопоезда, и скорость его в несколько раз больше, чем у автомобиля. А если учесть то, что он не стоит сутками в пробках на границах…
Освоив атомный дисколет, мы получим вездесущий и дешевый транспорт. Поистине транспорт XXI века!
Дисколет-ракетоносец
Атомные дисколеты могут иметь не только мирное применение. Подобный аппарат может стать ракетоносцем. Ударный дисколет может, как подводная лодка, нести на борту целый ракетный дивизион. И, в отличие от подводных лодок, его зона действия не ограничена океаном. Он может висеть на высоте около тридцати пяти километров неопределенно долгое время, не затрачивая энергии на поддержание высоты. Ведь дирижабль летает благодаря своей природе, а не вопреки ей, как самолет. На этой высоте его не достанет ни один вражеский истребитель. Да и обычные зенитные ракеты на такую высоту не залетают.
Дисколеты могут быть носителями средств противоракетной обороны, например, боевых лазеров или антиракет. Патрулируя в стратосфере, они могут перехватывать вражеские баллистические ракеты, используя для этого все средства, от лазеров до простых автоматических пушек, чья эффективность в разреженном воздухе стратосферы многократно возрастает. Эти же дисколеты-истребители могут быть отличными охотниками за вражескими «убийцами городов» – подводными ракетоносцами. Сейчас эти функции выполняют самолеты-амфибии или подводные охотники – подлодки с атомными торпедами. Дисколеты могут справиться с этой задачей гораздо лучше. Ведь скорость у них как минимум в два раза больше, чем у любого подводного корабля, время пребывания в воздухе не ограничено. Да и следит он за врагом с большой высоты и все маневры цели «видит» как на ладони.
Задачу дальнего радиолокационного обнаружения целей, которую выполняет, например, система АВАКС, дисколеты могут выполнять дешевле и эффективнее, чем самолеты. Сравните, сколько горючего расходует каждый самолет для поддержания себя в воздухе, и сколько их участвует в боевом патрулировании. Кроме того, с высоты в тридцать пять километров, на которую может подниматься дисколет, он «видит» гораздо большую площадь, нежели самолет. И долететь на эту высоту могут лишь специальные ракеты. А здесь их встретит противоракетная оборона дисколета.
Кроме выполнения боевых задач ударный дисколет может быть еще и летающим космодромом. С него можно запускать искусственные спутники и целые модули орбитальных станций. Выгода несомненна: пуск совершается с высоты нескольких десятков километров, то есть с полпути в космос. Если снабдить аппарат ракетными ускорителями, то он из стратосферы сможет сам выходить на околоземную орбиту, превращаясь в орбитальную станцию. Мы, таким образом, получаем первый воздушно-космический аппарат.
Наш дисколет, снабженный ракетными ускорителями, при его размере и грузоподъемности может снять с орбиты и мягко посадить даже Международную Космическую Станцию.
Мечты и реальность
Первый атомный дирижабль уже строится американскими конструкторами. Правда, это не дисколет, а летающая платформа… Поэтому прибавки в подъемной силе за счет аэродинамики, как у дисколета, у него нет. Но зато он уже существует в металле. Это «заслуга» наших «прозорливых» российских инвесторов. Платформа сейчас служит летающим развлекательным центром, на ней по проекту разместятся бары, рестораны, танцплощадки. Однако отработанные технологии по мере необходимости могут использоваться в интересах Пентагона. Гражданский проект может оказаться всего лишь прикрытием военного заказа.
Отрадно сознавать, что наши разработки далеко опередили всех конкурентов. В России существует «КБ Термоплан», и автор этой статьи встречался с заместителем генерального директора Курмакаевым Ряшитом Зиннуровичем и главным конструктором Ишковым Юрием Григорьевичем. Они любезно поделились информацией. Именно это конструкторское бюро строит термопланы – дисковидные дирижабли, сочетающие в себе качества газового аэростата и монгольфьера. В металле построен пока только опытный образец грузоподъемностью 3,5 тонны. Теоретически обоснованы и защищены патентами РФ аппараты грузоподъемностью 100, 300, 600 и 2000 тонн. Существуют проекты и с атомной энергоустановкой. Но для их реализации нужны деньги.
При наличии финансирования первый термоплан, например, ALA-2000, грузоподъемностью 2000 тонн, может полететь лет через пять. На изготовление одного серийного аппарата уходило бы около 14 месяцев. Окупаемость термоплана зависит от области его применения. Например, на тушении лесных пожаров он может окупиться за 6–12 месяцев. Ведь в России – увы! – сгорает ежегодно 11–12 млн гектаров тайги, принося ущерб в 14–15 млрд долларов США. А сколько еще при этом гибнет зверья, занесенного в Красную книгу!
Также незаменимым может стать термоплан при трансконтинентальных перевозках из Европы в страны Юго-Восточной Азии или США. Здесь стоимость перевозки может быть даже ниже, чем морским транспортом. Ведь термоплан летит по прямой, а судно огибает Европу, Африку, Индию, Китай и всю Юго-Восточную Азию. Оно стоит в портах, ожидая погрузки-разгрузки… Сколько можно было бы сэкономить на одной только доставке южно-корейских машин в Западную Европу! Еще более интересным может стать кругосветный маршрут Европа – Юго-Восточная Азия – США. Но наибольший эффект применения термопланов может быть достигнут при применении технологии суперблочного городского и промышленного строительства, особенно в местах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.
В современную постиндустриальную эпоху производство перестало быть самым выгодным делом. Бизнес XXI века – это инновации, сверхсовременные технологии. Такой инновационный проект, как атомные дисколеты, может дать толчок возрождению российских отраслей промышленности: космической, атомной и авиационной, а также смежникам. А это те отрасли, в которых мы всегда были традиционно сильны.
Благодаря инновациям в этих отраслях Россия имеет возможность войти в число постиндустриальных – инновационных – сверхдержав, и вернуть себе то место в мире, которое еще не так давно было нашим по праву!