Наш корреспондент испытал прочность льда на Вилейском водохранилище

Не по сезону теплая погода до последнего времени не позволяла сформироваться прочному ледовому покрытию. На большинстве водоемов страны лед еще очень тонкий. Тем не менее рыбаки, игнорируя все опасности и рискуя жизнью, выходят на промысел. 

Вилейское водохранилище популярно не только у местных. Еженедельно на отдых сюда съезжаются со всей Минщины и даже из других регионов. Вот и во время нашего рейда с ОСВОД сейчас на стоянках около водоема находились автомобили с гомельскими номерами. На льду насчитали около двух десятков рыбаков. Некоторые из них, судя по всему, и ночевали на озере, о чем свидетельствовали палатки, из которых виднелись печные трубы. 

Егор Ровдо

— Всего неделю назад была плюсовая температура, шли дожди, — рассказывает начальник Вилейской спасательной станции Егор Ровдо. — Недавно подморозило. Но за пару дней прочный лед, естественно, сформироваться не успел…

То есть ситуация небезопасная, но предсказуемая. И в этот раз готовиться к ней начали заранее: райисполком, например, ввел запрет выхода на лед еще 30 ноября, а работники ОСВОД с начала месяца перешли на усиленные дежурства. Пару раз уже приходилось выручать горе-рыбаков:

— Недавно один провалился в районе дамбы. За две-три минуты примчались на место, помогли выбраться. 

По информации спасателей, толщина покрытия Вилейского водохранилища редко где превышает четыре сантиметра, а для безопасного выхода лед как минимум должен быть в два раза толще. Насколько реально пойти рыбачить и при этом не провалиться? Решаю убедиться сам. Перед этим на всякий случай Егор Ровдо одевает меня в специальный гидрокостюм и обвязывает вокруг пояса сигнальным концом (специальной веревкой). 

Наш корреспондент на себе испытал прочность покрытия

Далеко пройти не удалось, не успел ступить и двух десятков шагов от берега, как провалился в ледяную воду. Поначалу пытался зацепиться за целый лед, но каждый раз он ломался. Потом пробовал подтянуться. Безуспешно. Не знаю, смог ли бы я выбраться самостоятельно, если бы начальник станции не вытянул меня за сигнальный конец. Но ведь к каждому рыбаку спасателя не приставишь:

— Самая большая ошибка оказавшихся в ледяной воде людей в том, что они пытаются выбираться лицом вперед, — объясняет Ровдо. — Сделать это им помешают ноги. Поэтому нужно ложиться на лед затылком и постепенно выкарабкиваться. 

На все, по словам спасателя, у человека будет только 10—15 минут. После от переохлаждения может остановиться сердце, а промокшая зимняя одежда — потянуть на дно. 

Сергей Савчиц

Радиус ответственности станции — 1200 метров. Но по факту работники ОСВОД работают на всей акватории водохранилища. Для того чтобы помощь спасателей была более оперативной, им предоставили новую аэролодку «Пиранья», способную передвигаться по воде, льду и даже пересеченной местности. На ней мы и выехали на водохранилище вместе с водолазом Сергеем Савчицем и мотористом-рулевым Федором Козлянком. 

На середине водоема лед очень тонкий, о чем свидетельствуют его темный цвет и почти полное отсутствие снежного покрова. После прохода «Пираньи» он и вовсе треснул:

— Здесь очень сильное течение, — объясняет водолаз Сергей Савчиц, — этот участок всегда становится позже остальных. 

На противоположном берегу встречаем двух местных жителей. Оба говорят, что не боятся выходить на лед:

— В некоторых местах он и вправду еще тонковат, — соглашается один, — но я их знаю и обхожу. Если быть аккуратным, то ничего и не случится. 

Правда, тут же сам себя поправляет. Рассказывает, что пару дней назад он уже проваливался. К счастью, все произошло у самого берега, где воды до колена. 



Похоже, этот случай его так ничему и не научил — друзья сидели в месте, где глубина доходила до семи метров, без жилетов, веревки, с помощью которой можно было бы выбраться. 

— К сожалению, работники ОСВОД не имеют права ни штрафовать рыбаков за нарушение запрета, ни выгонять с водоемов, — объясняет Сергей. — Мы можем только еще раз напомнить про опасность выхода на тонкий лед и давать инструкции по спасению на случай, если человек все-таки провалится. 



В одном из мест замечаем скопление палаток. В некоторых из них установлены печки и обогреватели. Неподалеку сидит рыбак. Как выяснили, об официальном запрете выхода на лед в курсе, но его это не останавливает. Как и у двух первых любителей зимней рыбалки, у этого тоже нет никаких первичных средств спасения:

— Лед крепкий, — утверждает молодой человек, — я его сам проверил. А если и затрещит, то брошу вещи — и на берег. 

Некоторые любители рыбалки даже выставили палатки на неокрепшем льду

За время патрулирования мы беседовали с добрым десятком рыбаков. И ни один из них не счел нужным взять с собой спасательные жилеты, веревки и другие вещи, которые в критической ситуации помогли бы сохранить жизнь. Впрочем, Егору Ровде к этому не привыкать:

— Люди думают, что лед их выдержит. Ведь в прошлом году пронесло, в позапрошлом, пронесет и сейчас. Только далеко не факт, что если повезло вчера, повезет и сегодня. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter