Народный артист России Сергей Гармаш — «СОЮЗу»: Какой из меня романтик?
07.02.2019 09:23:00
Сергей Гармаш — один из самых востребованных российских актеров, лауреат премий «Золотой орел», «Белый слон», обладатель приза Постоянного Комитета Союзного государства «Герой нашего времени» с формулировкой «За экранное воплощение настоящего мужского характера».
— Сергей Леонидович, бытует мнение, что артисты не читают сценариев. Вы читаете?
— Дочитываю до конца, чтобы честно и аргументированно отказаться.
— У вас очень широкое актерское амплуа, а в жизни вы какой?
— С моим лицом трудновато сыграть нежного возлюбленного. Не считаю себя жестким, но и мягким, покладистым меня тоже не назовешь.
— Вы ведь парень из Херсона, из простой семьи? Никакой актерской династии в помине...
— Мама окончила семь классов, работала диспетчером автобусной станции, папа сменил несколько профессий. В школьные годы был я дебоширом и хулиганом. Сбегал с уроков, разбивал окна, пару раз даже был исключен из школы. Я же был заводной! Знаете, у меня никогда не было цели сниматься ради денег. Не поверите, отдыхать я первый раз отправился, когда мы с Инной поженились — это было в 1984 году, а второй раз, когда родился сын Ваня, — в 2006 году.
— На вашем счету более ста киноролей. Наверняка есть своя система работы над ролью?
— Над каждой ролью своя. В сериале «Каменская», который снимался на «Беларусьфильме», был долгий съемочный период. И там у меня выработалась такая система: я с вечера прочитывал текст и двух репетиций хватало, чтобы его запомнить. Но на съемках картин «Свои» Месхиева, «12» я учил текст с запасом в два дня до съемок и даже переписывал в тетрадь.
— А в знак несогласия с режиссером отказывались сниматься?
— Нет. Однажды отказался от главной роли в фильме Павла Лунгина «Остров», которую в итоге сыграл Петр Мамонов. И правильно сделал, что отказался. Когда увидел фильм, то картина все мои сомнения сняла. Это тот момент, когда роль — только для этого человека.
— Часть вашей кинематографической жизни прошла в Минске.
— Минск — удобная площадка. Люди доброжелательные, профессионалы там отличные. Минск — это возможность сбежать из Москвы, от шума, суеты. Это было важно для нашей камерной истории — фильма Валерия Тодоровского «Любовник». В Минске мы с Олегом Янковским получили возможность сосредоточиться на фильме, друг на друге. Проводили вместе часов по шестнадцать, расходились обычно где‑то в два ночи.
— А смена когда начиналась?
— В семь. Стояла осень, пасмурно, ни одного веселого солнечного денька. И настроение у нас соответствующее. Мы жили тогда на квартирах. Друг от друга в трех‑пяти минутах, а до этих съемок в Москве ни разу не встретились. Только в Минске стали общаться. У нас с Олегом Янковским на съемках биологическое соединение произошло, это важно. В съемочной группе было много белорусских ребят, потом следующую «Каменскую» тоже в Минске снимали. Как‑то раз замерз я на съемочной площадке, говорю девочкам: «Мне бы утеплиться». Они приносят куртку, ту самую, мою, в которой я снимался в картине «Любовник». Проходил тогда в ней весь день. Попросил на память. Отдали.
— Поэтому вы так обрадовались, когда внуку Олега Янковского Ивану вручили «Золотого орла»?
— Я рад, что продолжается кинематографическая традиция. «Золотой орел» — премия особенная. Она с каждым годом набирает обороты. Слава богу, не теряет своих ценностей.
— Вы сами — лауреат премии Союзного государства в номинации «Герой нашего времени». Кто для вас герои вашего времени?
— Владимир Высоцкий, сыгравший в картине Говорухина Жеглова, — герой нашей молодости. Чулпан Хаматова, которая через свой фонд помогает детям.
— В Минске Валерий Тодоровский снимал «Стиляг», где у вас блистательная роль второго плана.
— В фильме снималась замечательная молодежь, мне с ней было комфортно. Наша молодежь меня убеждает, что кино наше становится лучше.
— Фильм «Ван Гоги» c вашим участием очень тепло был встречен на последнем минском «Лiстападзе» — о нем рассказывала почетный гость фестиваля Светлана Немоляева.
— «Ван Гоги» Сергея Ливнева делался с огромной нежностью — это чувствовалось на экране. Ливнев в свое время прославился как соавтор сценария «Ассы» и постановщик «Серпа и молота», а потом ушел в продюсеры. Но в «Ван Гогах» хватает удачных шуток, а главное — Ливнев собрал в фильме превосходный актерский ансамбль: Ольбрыхский, Серебряков, Полина Агуреева, Елена Коренева, Светлана Немоляева, Наталья Негода, Ольга Остроумова, Авангард Леонтьев, Евгений Ткачук.
— В фильме Дмитрия Месхиева «Два билета домой» вы не только сыграли главного героя, но и выступили как соавтор сценария и сопродюсер картины.
— Задела история. Героиня — девушка Люба из провинциального городка — всю жизнь прожила в интернате для детей‑сирот. Я сыграл ее родного отца, который просидел в колонии за убийство ее матери. Люба садится на поезд и едет в колонию с целью убить отца.
— 28 февраля 2019 года выходит фильм «Любовницы» с вашим участием. Кто ваши партнеры?
— Режиссер — Елена Хазанова, музыку написала Диана Арбенина. В ролях Паулина Андреева, белоруска Саша Бортич, Мария Шалаева, Гоша Куценко, Юрий Стоянов, Елена Валюшкина, Евгения Брик, Елизавета Арзамасова. Фильм рассказывает о трех москвичках‑медсестрах, они только что расстались со своими мужчинами, которые оказались связаны узами брака. Для начала девушки решают отомстить своим бывшим. Но когда цель достигнута, у подруг появляется идея выводить на чистую воду неверных мужей и наказывать двуличных любовников.
— Вы ждете выхода своих картин?
— Я жду результата.
— Вы часто выступаете с чтением текстов со сцены. Для чего?
— Чтобы привлечь молодежь и детей. Сейчас стали меньше читать, а была самая читающая страна!
— А сами кого любите из писателей?
— Очень люблю Достоевского и верю ему, что русский человек без страдания не человек. Я поступил в театр «Современник» с монологом Мити Карамазова. А спустя какое‑то время Валерий Фокин пришел в театр ставить «Карамазовых» и дал мне роль Мити.
— Чувство зависти вам знакомо?
— Ни зависть, ни слепая ревность меня никогда не одолевали.
— Кому вы признательны в жизни?
— Галине Борисовне Волчек. Я прожил всю свою жизнь в театре «Современник». Она мне в чем‑то была как мать.
ДОСЬЕ «СОЮЗА»
Сергею Гармашу — 60 лет. Окончил Школу‑студию МХАТ. По окончании вуза, в 1984 году, был принят в труппу московского театра «Современник». Один из ведущих актеров театра. Сыграл более 100 ролей в кино.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru
— Сергей Леонидович, бытует мнение, что артисты не читают сценариев. Вы читаете?
— Дочитываю до конца, чтобы честно и аргументированно отказаться.
— У вас очень широкое актерское амплуа, а в жизни вы какой?
— С моим лицом трудновато сыграть нежного возлюбленного. Не считаю себя жестким, но и мягким, покладистым меня тоже не назовешь.
— Вы ведь парень из Херсона, из простой семьи? Никакой актерской династии в помине...
— Мама окончила семь классов, работала диспетчером автобусной станции, папа сменил несколько профессий. В школьные годы был я дебоширом и хулиганом. Сбегал с уроков, разбивал окна, пару раз даже был исключен из школы. Я же был заводной! Знаете, у меня никогда не было цели сниматься ради денег. Не поверите, отдыхать я первый раз отправился, когда мы с Инной поженились — это было в 1984 году, а второй раз, когда родился сын Ваня, — в 2006 году.
— На вашем счету более ста киноролей. Наверняка есть своя система работы над ролью?
— Над каждой ролью своя. В сериале «Каменская», который снимался на «Беларусьфильме», был долгий съемочный период. И там у меня выработалась такая система: я с вечера прочитывал текст и двух репетиций хватало, чтобы его запомнить. Но на съемках картин «Свои» Месхиева, «12» я учил текст с запасом в два дня до съемок и даже переписывал в тетрадь.
— А в знак несогласия с режиссером отказывались сниматься?
— Нет. Однажды отказался от главной роли в фильме Павла Лунгина «Остров», которую в итоге сыграл Петр Мамонов. И правильно сделал, что отказался. Когда увидел фильм, то картина все мои сомнения сняла. Это тот момент, когда роль — только для этого человека.
— Часть вашей кинематографической жизни прошла в Минске.
— Минск — удобная площадка. Люди доброжелательные, профессионалы там отличные. Минск — это возможность сбежать из Москвы, от шума, суеты. Это было важно для нашей камерной истории — фильма Валерия Тодоровского «Любовник». В Минске мы с Олегом Янковским получили возможность сосредоточиться на фильме, друг на друге. Проводили вместе часов по шестнадцать, расходились обычно где‑то в два ночи.
— А смена когда начиналась?
— В семь. Стояла осень, пасмурно, ни одного веселого солнечного денька. И настроение у нас соответствующее. Мы жили тогда на квартирах. Друг от друга в трех‑пяти минутах, а до этих съемок в Москве ни разу не встретились. Только в Минске стали общаться. У нас с Олегом Янковским на съемках биологическое соединение произошло, это важно. В съемочной группе было много белорусских ребят, потом следующую «Каменскую» тоже в Минске снимали. Как‑то раз замерз я на съемочной площадке, говорю девочкам: «Мне бы утеплиться». Они приносят куртку, ту самую, мою, в которой я снимался в картине «Любовник». Проходил тогда в ней весь день. Попросил на память. Отдали.
— Поэтому вы так обрадовались, когда внуку Олега Янковского Ивану вручили «Золотого орла»?
— Я рад, что продолжается кинематографическая традиция. «Золотой орел» — премия особенная. Она с каждым годом набирает обороты. Слава богу, не теряет своих ценностей.
— Вы сами — лауреат премии Союзного государства в номинации «Герой нашего времени». Кто для вас герои вашего времени?
— Владимир Высоцкий, сыгравший в картине Говорухина Жеглова, — герой нашей молодости. Чулпан Хаматова, которая через свой фонд помогает детям.
— В Минске Валерий Тодоровский снимал «Стиляг», где у вас блистательная роль второго плана.
— В фильме снималась замечательная молодежь, мне с ней было комфортно. Наша молодежь меня убеждает, что кино наше становится лучше.
— Фильм «Ван Гоги» c вашим участием очень тепло был встречен на последнем минском «Лiстападзе» — о нем рассказывала почетный гость фестиваля Светлана Немоляева.
— «Ван Гоги» Сергея Ливнева делался с огромной нежностью — это чувствовалось на экране. Ливнев в свое время прославился как соавтор сценария «Ассы» и постановщик «Серпа и молота», а потом ушел в продюсеры. Но в «Ван Гогах» хватает удачных шуток, а главное — Ливнев собрал в фильме превосходный актерский ансамбль: Ольбрыхский, Серебряков, Полина Агуреева, Елена Коренева, Светлана Немоляева, Наталья Негода, Ольга Остроумова, Авангард Леонтьев, Евгений Ткачук.
— В фильме Дмитрия Месхиева «Два билета домой» вы не только сыграли главного героя, но и выступили как соавтор сценария и сопродюсер картины.
— Задела история. Героиня — девушка Люба из провинциального городка — всю жизнь прожила в интернате для детей‑сирот. Я сыграл ее родного отца, который просидел в колонии за убийство ее матери. Люба садится на поезд и едет в колонию с целью убить отца.
— 28 февраля 2019 года выходит фильм «Любовницы» с вашим участием. Кто ваши партнеры?
— Режиссер — Елена Хазанова, музыку написала Диана Арбенина. В ролях Паулина Андреева, белоруска Саша Бортич, Мария Шалаева, Гоша Куценко, Юрий Стоянов, Елена Валюшкина, Евгения Брик, Елизавета Арзамасова. Фильм рассказывает о трех москвичках‑медсестрах, они только что расстались со своими мужчинами, которые оказались связаны узами брака. Для начала девушки решают отомстить своим бывшим. Но когда цель достигнута, у подруг появляется идея выводить на чистую воду неверных мужей и наказывать двуличных любовников.
— Вы ждете выхода своих картин?
— Я жду результата.
— Вы часто выступаете с чтением текстов со сцены. Для чего?
— Чтобы привлечь молодежь и детей. Сейчас стали меньше читать, а была самая читающая страна!
— А сами кого любите из писателей?
— Очень люблю Достоевского и верю ему, что русский человек без страдания не человек. Я поступил в театр «Современник» с монологом Мити Карамазова. А спустя какое‑то время Валерий Фокин пришел в театр ставить «Карамазовых» и дал мне роль Мити.
— Чувство зависти вам знакомо?
— Ни зависть, ни слепая ревность меня никогда не одолевали.
— Кому вы признательны в жизни?
— Галине Борисовне Волчек. Я прожил всю свою жизнь в театре «Современник». Она мне в чем‑то была как мать.
ДОСЬЕ «СОЮЗА»
Сергею Гармашу — 60 лет. Окончил Школу‑студию МХАТ. По окончании вуза, в 1984 году, был принят в труппу московского театра «Современник». Один из ведущих актеров театра. Сыграл более 100 ролей в кино.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru