Как крупные компании зарабатывают на войнах, катаклизмах и нестабильности

Нагрелись на нужном моменте

Современный мир финансов — это мир спекуляций, основанный на неравномерном распределении информации. Кто «знает» будущее, тот и зарабатывает на тех, кто не знает его и вовремя не принимает инвестиционных решений. Биржевые спекулянты зарабатывают не в период «штиля», а как раз в период сильной волатильности. Большие волны таких колебаний могут создавать только всевозможные нестабильности — войны, стихийные бедствия и иные «нетипичные» для повседневной жизни явления.

Выгоды от сговора

На войне (помимо основных поставщиков вооружения, военной техники и снаряжения) прилично зарабатывают хедж-фонды и инвестиционные корпорации. Они выступают своего рода денежным «озером» для оборонного комплекса Запада, выдавая ему предельно дешевые кредиты (по стоимости близкой к 0 процентов) на новые разработки и производство прототипов ВВТ.

Крупные инвестиционные фонды шагнули дальше — если новости о войне влияют на рынок, так почему бы не создавать самим нужные информационные поводы и не управлять непосредственно колебаниями котировок акций. Такую тактику западные инвестиционные фонды внедрили с конца 1990-х годов, как только крупные медийные корпорации (например, CNN, BBC, Fox, Bloomberg) перешли к формату работы 24/7.
Инвестиционные фонды и медиакорпорации вошли в сговор — вместо донесения до аудитории правдивой новостной ленты, стали создавать иллюзорный мир через фейки, постановки событий, искажения и т.д.
Такая ситуация наблюдалась и в 2020—2021 годах, когда Запад вводил санкции в отношении белорусских предприятий, а в это время акции конкурентов росли неимоверными темпами, — это касается отраслей машиностроения, нефтехимии и калийных и азотных удобрений, а также авиационных перевозок и портовой инфраструктуры.
Фактически на пустом месте рыночная капитализация белорусских конкурентов увеличивалась на 30—45 процентов, чего в условиях нормальной хозяйственно-финансовой деятельности достичь нереально.
Такая же ситуация складывается и с российскими компаниями с февраля 2022 года.

Цена слов

Информационная напряженность, нагнетаемая западными СМИ с октября 2021 года по теме эскалации российско-украинского конфликта, привела к росту котировок компаний из нефтяной и энергетической отраслей.

Высокие должностные лица США также целенаправленно накаляли информационную повестку политическими заявлениями. Яркий пример: в середине февраля госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что США расценивают концентрацию российских Вооруженных сил на украинской границе как «очень тревожные знаки» эскалации ситуации. Как итог, российский рынок резко снизился — индекс Мосбиржи потерял 5,35 процента, долларовый индекс РТС — 4,96 процента.
Одномоментный скачок цены нефти Brent до семилетнего рекорда — выше психологически значимого уровня в 100 долларов за баррель — автоматически потянул вверх акции американских и канадских сланцевых нефтяных компаний, так как цена уже в районе 90 долларов за баррель делает добычу сланцевой нефти суперрентабельной.
Согласно исследованию JPMorgan Chase очевидными бенефициарами напряженности на востоке Европы выступили такие компании, как Exxon Mobil, EOG Resources, Pioneer Natural Resources и еще ряд других игроков рынка энергоносителей. Одновременно на волне информационного психоза росли акции компаний военно-промышленного комплекса (Lockheed, Raytheon, Martin Northrop Grumman, Huntington Ingalls и Palantir).

Так, акции производителя ­ПТРК Javelin, компании Lockheed Martin, всего за несколько месяцев выросли более чем на 25 процентов — до 394 долларов за акцию. А акции производителя крылатых ракет Tomahawk компании Raytheon подорожали на 20 процентов — до 95 долларов за акцию.

Интересно, что рост котировок оборонных компаний происходит не просто на информационной волне, а привязан непосредственно к новостям о выделении финансирования со стороны госбюджета США или заключения межгосударственных кредитов.

В частности, начало информационной кампании в 2021 году совпало с заявлением сенатора-демократа Джинн Шейхин о разработке «Акта о защите суверенитета Украины» (был внесен в сенат 12 января 2022 года). Документ предусматривал выделение дополнительных 500 миллионов долларов на вооружение армии Украины, а также открытие новых кредитных линий на закупку Киевом вооружения и военной техники у американских оборонных компаний. Данный акт по своим суммам перевел Украину на третье место после Израиля и Египта по внешним военным траншам США.

Способ преодолеть кризис

Надо понимать: деньги, выделяемые США, Великобританией и другими странами ­НАТО на закупку Украиной вооружения, в Киев не уходили, а распределялись на территории стран-эмитентов. Иными словами, через войну в Украине Запад помогает своим компаниям выйти из экономико-финансового кризиса.

Положительную динамику на новостях из Украины показывают компании в сфере разработки и обработки полезных ископаемых — Nutrien, Alcoa, U.S. Steel и прочие.

При этом, по оценке Bloomberg, падение рынков в России 24 февраля стало третьим по масштабу за всю историю фондовых рынков. Его опережают только падения рынков Аргентины в 1990 году и Казахстана в 2002-м.

Как видим, война — это не только бизнес на поставках, война — это еще и возможность зарабатывать на информации, на создании иллюзий и управления котировками акций. В современных информационных войнах (помимо борьбы за контроль над сознанием населения противника) большую роль играет и деятельность фондов, ориентированных на спекуляции и зарабатывание на неопределенности.
При выстраивании системы национальной безопасности и реагирования на современные вызовы и угрозы важным является включение элементов «сдержек и противовесов» работы таких спекулятивных фондов для нивелирования негативных последствий их деятельности.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter