Надежный хранитель деревни
04.01.2014
К Могилевской межрайбазе три года назад прикрепили Круглянское райпо, которое, по словам начальника структурного подразделения Павла Прокофьева, «было суперубыточным предприятием с сильно раздутым штатом, и оно гораздо больше проедало, чем зарабатывало. А сохранить сельскую торговлю в лице кооперации было просто жизненно необходимо: оставались люди, которые здесь работали, оставались люди в деревнях, которых надо было кому-то обслуживать».
Для Могилевской области подобный эксперимент был в новинку. И хотя в Гомельском облпотребсоюзе аналогичное объединение уже работало, сомнения у могилевчан все же оставались, потому что никто не знал, как все закончится. На то время удельный вес кооперативной торговли в районе занимал 33 процента, двадцать семь процентов — у местной ПМК-266, которая серьезно развивала собственную сеть районной торговли, остальная часть оставалась в руках частников. Прежде всего в новом структурном подразделении компьютеризировали и связали воедино бухгалтерскую базу бывшего райпо с головным предприятием, управление полностью перевели в Могилев, пересмотрели штатное расписание. При этом, как отметил Александр Кахно, руководитель объединенного предприятия, «мы оставили всех людей в том же количестве. Не отказали никому». В Круглянском районе на сегодняшний день ни в одном магазине нет завмагов. В целях экономии на одного из продавцов возложены и обязанности руководителя, и ведение документации. То, что требовалось от руководства, было сделано: завезли в магазины новое оборудование, холодильники, закрыли на селе, где живет меньше 20 человек, убыточные торговые точки и одновременно приобрели автомагазины. Теперь дальнейшая судьба круглянской кооперативной торговли зависела только от коллективов магазинов и их руководителей. И надо отдать должное, благодаря совместным усилиям Круглянское отделение межрайбазы не подкачало. Даже с приходом на Круглянщину «дочки» «Евроопта» — сетевого магазина «Доброном». Поначалу товарооборот кооператоров упал.
— Конкурент «забрал» у нас за два месяца почти миллиард выручки, — делится Павел Валерьевич. — Это и понятно: новый магазин, что-то новое появилось. Но потом по нарастающей мы начали «отбивать» свои позиции. И это при том, что больше 90 процентов нашего ассортимента — белорусские товары. Да, ценовой фактор играет ключевую роль. Но сегодня сетевые магазины выигрывают у нас только по позициям фруктов, все-таки они первые поставщики-импортеры. Что касается бакалеи и продовольственной группы, то у нас цены гораздо ниже, тем более что Могилевская межрайбаза — оптовое предприятие. Нам она поставляет товары со скидками, мы ставим меньшую торговую надбавку — таким образом, товары в наших магазинах вполне конкурируют с ценами основных соперников.
Стоит отметить, что все торговые объекты межрайбазы оборудованы платежными терминалами для обслуживания держателей банковских пластиковых карточек. «Универсам» и «Родны кут» переведены в разряд дисконтных. В них действует накопительная система скидок, которые применяются еще в двух могилевских магазинах, принадлежащих межрайбазе . Кроме того, внедрены современные компьютерные технологии с использованием специальной автоматизированной системы и метод самообслуживания.
Однако надо отметить, что и в условиях жесткой конкуренции объединенное предприятие показывает рост. После «утяжеления» районной торговли сетевым магазином удельный вес Круглянского подразделения вырос до 37,4 %, в то время как у основных конкурентов, ПМК-266, упал до 21,3 %. Тем не менее Павел Прокофьев считает, что «хвалиться сегодня особо нечем. Просто мы стараемся держаться. Хотелось бы увеличить заготовку, но пока у нас еще не дооборудованы склады для хранения. Поэтому наши запасы идут в основном на реализацию в торговле». И как ни парадоксально, отмечают специалисты, местная продукция — квашения и соления — в районе пользуется повышенным спросом. К слову, обратила внимание на ассортимент в местных магазинах. Выкладка товаров, их разнообразие, оформление торговых залов, наполненность стеллажей вызывали приятные ассоциации и никак не подпадали под стереотипы этакого «сельпо», которыми нередко наделяют кооперативные магазины райцентров. И еще одну особенность заметила в торговых точках Круглянщины. Это яркие, броские информационные стенды с обязательным указанием закупочных цен: начиная с овощей и фруктов и заканчивая вторсырьем.
То, что кооперативным предприятиям на районах приходится буквально «бороться» за каждого покупателя, — не новинка. Основная прибыль межрайбазы в Круглом — от сельской торговли. В самом райцентре коммерческая конкуренция такая, что и областной город может позавидовать. В районе же расположено шесть агрогородков, и не маленьких. Как раз в них работают хорошие большие магазины потребкооперации. После закрытия убыточных сельских магазинов удлинились маршруты выездной торговли. Но конкурирующие организации тоже начали развивать сеть автомагазинов. Только с той разницей, что приезжают автолавки с разрешения местной районной власти как раз в крупные деревни, где находятся стационарные магазины кооперации.
И такая проблема существует практически по всей стране. Об этом, не скрывая горечи, говорит Лариса Козлова, начальник управления торговли Белкоопсоюза: «Мы (кооперация) всю сознательную жизнь работаем в селе. Если сегодня в райцентрах станут доминировать сетевики, то сельское население останется практически без обслуживания. Мы предлагаем следующую схему. Раз в районе оператор занимает определенную нишу в торговле и есть село, которое надо обслуживать, значит, надо создать условия для равной конкуренции. К примеру, занимает местная ПМК 21 процент удельной торговли — межрайбаза отдает пропорционально маршрут обслуживания сельского населения. И не сокращенный, а тот, по которому работают автомагазины кооперации. Получится справедливо: мы имеем магазины в райцентре — мы обслуживаем часть деревень, сетевики или другие торгующие организации делают то же самое».
Пока еще рано говорить о полном успехе эксперимента, начатого в Гомельском облпотребсоюзе. Но, как показывают время и опыт структурного подразделения «Розничное торговое унитарное предприятие» ЧУП «Могилевская межрайбаза», кто не рискует, тот ничего не имеет. Начало положено. И, в любом случае, покупатели в Круглянском районе оказались только в выигрыше — в очередной раз потребительская кооперация показала, что и сегодня она остается надежным хранителем деревни.