В Березинском районе большинство молодых педагогов и после отработки по распределению остаются в сельских школах. В чем секрет закрепляемости?

На своем месте

Факт, заслуживающий внимания. В Березинском районе лишь один из девяти педагогов, приехавших по распределению в 2017 году, уволился после отработки положенного срока. В чем секрет закрепляемости? Спросим об этом у самих учителей.

Молодые учителя Михаил Мишталь, Илья Романюк и Павел Андрончик, отработав по распределению, решили остаться в школе деревни Капланцы Березинского района.

Классные «мамочки»

Наталье Вериной и Анастасии Самец всего по 23. Не так давно еще сами в ГУО «Поплавский учебно-педагогический комплекс детский сад — средняя школа» за партами сидели, учились в одном классе. Сейчас — делят один кабинет. Наталья Валерьевна преподает биологию. Анастасия Игоревна — химию. Про выбор профессии говорят просто: очень нравится. И старшие коллеги приняли тепло, в коллективе комфортно. «Больше всего боялись не оправдать ожидания, — признаются хором. — Нас ведь тут все знают». А самым сложным было? Для Натальи — привыкнуть, что не все учащиеся приходят на уроки подготовленными. Сама ведь хорошо училась — средний балл аттестата — 9,8. Для Анастасии — четко соблюдать временной регламент урока. Столько всего хочется рассказать и показать… А еще приспособиться к количеству бумажной работы. В университете на этом не акцентировали внимание. Так что вникать в то, как заполнять журнал, составлять планы контрольных и т.д., приходится, что называется, в рабочем порядке. Но девушки спустя два года, кажется, уже полностью освоились. И менять выбранный путь не планируют. Ну разве что повышать профессиональный уровень. В ближайшее время — аттестация на вторую категорию.

Наталья Верина к проведению уроков подходит творчески.

Для молодых специалистов очень важно иметь возможность для самореализации.

— Очень рады, что по распределению попали именно в родную школу, — говорят с энтузиазмом. — Причины? Минск что каменные джунгли. А тут даже воздух другой, дышится легко, кругом природа.

Наталья родом из деревни Подволожка, примерно в 15 км от Поплав. Каждое утро на работу добирается на школьном автобусе вместе с младшей сестренкой второклас­сницей Любашей. А Анастасия живет в семи минутах ходьбы от школы, тоже с родителями. Пока нет своей семьи — это удобно, и не нужно тратить деньги на съемное жилье. Девушки вспоминают, что даже когда в магистратуре учились, два дня в неделю вели уроки в Поплавах, три — в столицу на занятия ездили — на маршрутке до Минска всего полтора часа. Отмечают и другие плюсы своего распределения. Например, доплата за работу в сельской местности. 

Анастасия Самец.
— Плюс к урокам ведем факультативы. В этом году добавилось классное руководство. Так что мы с Настей — «мамочки». Она в пятом классе. Я в шестом, — улыбается Наталья. Конечно, работы и ответственности стало больше. Но сейчас им все интересно. 

А еще девушки прошли отбор и второй год принимают участие в программе «Учитель для Беларуси», направленной на повышение качества преподавания в региональных школах. К слову, участие в программе — это не только дополнительная нагрузка, но и постоянная поддержка методистов-предметников, а также ежемесячная стипендия. 

Как сделать так, чтобы учителя не меняли работу после распределения? Рассуждают: нужно прислушиваться к их идеям и помогать их воплощать. И снова улыбаются:

— У нас в школе именно так.

— Для молодых специалистов очень важно иметь возможность для самореализации. Даже больше, чем высокую зарплату, — соглашается и директор школы Елена Желнерович. В то же время она обращает внимание на хорошую материально-техническую базу учреждения образования, которое не один год принимает участие в инновационных проектах. А также на возможность материального стимулирования талантливых педагогов. 

Интересуюсь у девчат: может все—таки в Минск? Директор с улыбкой отвечает за них:

— Я согласна отпустить их только… в декрет. 

И добавляет, что желающих трудоустроиться в сельскую школу немного. В этом году, например, из шести заявок на распределение, именно столько сейчас в Поплавах педагогов пенсионного возраста, удовлетворили только одну. 

Мужской взгляд

Молодые педагоги, с которыми знакомимся в деревне Капланцы, что в 10 км от Березино, своим местом работы также довольны. Что интересно, все представители сильной половины. 25-летний Михаил Мишталь, например, в профессии четвертый год. Начинал трудовой путь, как и его бабушка, учитель русского языка и литературы, в агрогородке Бродец: 

— Видимо, по наследству передалась любовь к языку. Только я выбрал белорусский, — признается, что поступал в БГТУ на инженера лесного хозяйства, но уже после первой практики забрал документы. И на следующий год, по стопам старшего брата, пошел учиться в БГПУ им. Максима Танка. А после отработки решил перебраться в школу поближе к райцентру, но тоже сельскую. 

Михаил Мишталь.

— Когда за партами 6—12 человек, есть возможность уделить внимание каждому. А еще тут все на виду. И ребята начинают воспринимать тебя как старшего товарища, к которому можно обратиться за советом не только по учебе.

Заработная плата тоже на уровне. При соответствующей нагрузке, у Михаила Васильевича сейчас 35 часов, в среднем 1100—1200 рублей в месяц выходит:

— Встаю в 6:30 утра. Возвращаюсь домой к 16:00. И все это время уроки, уроки… А вечером еще проверка тетрадей, подготовка планов на завтра. Если кто-то не готов к такому темпу, значит, выбрал неверный путь, когда поступал в педуниверситет.

Сам же Михаил уверен: школа — это его дело. Так считает и его супруга, учитель—дефектолог. Она из Витебской области. Учились в одном вузе, а познакомились, лишь когда на отработку приехали. А недавно у молодых педагогов сын родился. Судьба! 

Не собирается искать новое место работы и Илья Романюк, учитель английского языка, тоже местный. Уверен, это престижная профессия. И мужчин-педагогов, по его мнению, в школе должно становиться больше. Учащимся не хватает мужского влияния. 

Илья Романюк уверен, что учитель — престижная профессия.

— Каким должен быть учитель? Понимающим, отзывчивым, чувствовать детей, где-то быть с ними на одной волне…

Интересно, что Илья Олегович даже во время отпуска не может без детей, поэтому каждое лето едет работать вожатым в оздоровительный лагерь. 

А вот 23-летний Павел Андрончик, учитель физики и информатики, приехал в Березино из Червеня. В Минске по распределению оставаться не хотел. Считает, что в маленьких городах сейчас тоже есть все условия для комфортной жизни. При этом жить дешевле, чем в столице: 

— Когда узнал, что буду работать в деревне, немного расстроился. А сейчас думаю, что в сельской школе лучше, — улыбается. — Теплый коллектив. Уважительное отношение. Никаких проблем с начальством. Дети замечательные. И зарплата, по крайней мере пока один, без семьи, нормальная, 800 рублей и выше. 

Павел Андрончик: «Когда вижу, каких результатов достигают учащиеся, это добавляет энтузиазма».

По вечерам хватает времени и на самообразование. Изучает графические редакторы, 3D-моделирование. И тут же на факультативных занятиях делится новыми знаниями с учениками:

— Нравится чувствовать их уважение, смотреть, как им интересно, как загораются глаза. У некоторых ребят, к слову, только в школе и есть доступ к компьютеру, а нам в этом году новый компьютерный класс оборудовали. 

Павел Александрович размышляет: какой смысл искать другое место работы, если тут все устраивает. Только если менять профессию. Одно время, признается, хотел работать в IT-сфере. Но теперь втянулся. А когда видит, каких результатов достигают учащиеся, это только добавляет энтузиазма. 

Директор Наталья Жуковская делится еще одним секретом закрепляемости: 

— Для учителей важен не только финансовый стимул. Но и благодарность за хорошую работу. А иногда бывает важно просто их заинтересовать. Нашему молодому физруку, например, я так и сказала — ребята у нас спортивные, где еще он наберет такую команду для спортивного ориентирования, которым занимается. Согласился. А вообще, я беседовала со многими молодыми педагогами, которые приезжали работать по распределению в район. Иногда сразу видно, что человек случайно попал в профессию. А иногда, чтобы сотрудники не разбегались, важно просто найти слова поддержки. Тогда и в региональных школах будут оставаться талантливые педагоги. 

КОМПЕТЕНТНО

Алеся Титова, начальник управления по образованию, спорту и туризму Березинского райисполкома:

— У нас нет проблем с нехваткой педагогических кадров. При этом учителей пенсионного возраста не больше 10 процентов. Омоложению педколлективов во многом способствует закрепляемость на местах молодых специалистов. В 2017-м, например, в школы района распределились девять человек. Только одна девушка после отработки вернулась в Минск. Этим летом встретили 15 молодых педагогов. Надеемся, что всем у нас понравится. Район компактный, хорошее транспортное сообщение. Поэтому в какое бы учреждение образования не попали на работу, в город и из города можно удобно добираться, даже не имея собственного автомобиля. При необходимости и с жильем помогаем. В агрогородке Бродец, например, проживание молодым специалистам предлагаем в спортивно-туристическом центре «Бродец», плата за комнату невысокая. Плюс есть возможность посещать сауну и тренажерный зал. Также в коллективных договорах предусмотрены выплаты, которые позволяют на две базовые величины уменьшить стоимость съемного жилья. Есть доплата и за работу в сельской местности. 

dekola@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter