На рынке все по старинке
19.03.2014 21:55:00
Не секрет, что качество торгового обслуживания в Минске и регионах находится под пристальным вниманием контролирующих служб Министерства торговли. Зная о том, что инспекторы могут нагрянуть в любой момент, работники многих магазинов пришли к выводу: себе дороже краснеть, оправдываться перед покупателями и проверяющими, платить штрафы. Проще добросовестно выполнять свои обязанности. Зато на вещевых рынках продавцы словно и не слышали о предъявляемых к ним требованиях, и многие работают по старинке. Это не может не беспокоить надзорные органы.
Тем более что остаются считаные месяцы до того момента, когда индивидуальные предприниматели будут обязаны предоставлять на свой товар сертификаты качества, предусмотренные техрегламентом Таможенного союза. Еще не перестроились Тем, кто постоянно торгует продукцией от легального производителя, соблюдая правила, не придется менять подходы к работе. В этом случае все документы на товар изначально находятся в порядке. Но, как свидетельствуют проверки, есть и такая категория предпринимателей, которые не используют по назначению время, отпущенное на “перестройку”.
Именно поэтому, утверждают специалисты, около 90 процентов всех жалоб на качество продукции легкой промышленности приходится на товары, приобретенные на рынках. — За последний месяц Министерство торговли провело контрольные мероприятия на 22 рынках страны. Нарушения выявлены в 90 процентах случаев, — сообщила начальник отдела контроля по Минску торговой инспекции Минторга Наталья Василевская.
— Что касается мониторинга открытых торговых площадок, то здесь, можно сказать, каждый, чья работа проверялась, допускает нарушения. Во время контрольных рейдов неоднократно устанавливались факты продажи товаров, запрещенных к реализации, не было положенной информации о продавце, у многих отсутствовали необходимые документы на товар. Как известно, до 1 июля нынешнего года индивидуальным предпринимателям разрешается торговать без сертификата качества, но о его отсутствии необходимо обязательно уведомлять потребителя. На видном месте в торговой точке должно быть вывешено письменное предупреждение о том, что товар не сертифицирован. Однако в ходе мониторинга на вещевом рынке “Экспобел”, участие в котором приняли и корреспонденты “НГ”, такие таблички оказались далеко не у всех продавцов. Не торгуясь
— Мы обязательно исправимся, и объявление о том, что товар не сертифицирован, завтра же разместим у входа, — пообещала представителям торгинспекции хозяйка небольшого бокса, увешанного спортивными куртками, лыжными костюмами, брюками. Вывеска индивидуального предпринимателя на нем отсутствовала, как и обязательный ассортиментный перечень. Индивидуальный предприниматель, назвавшаяся Ириной, рассказала, что вещи привозит из Москвы, хотя этикеткам, на которых значились страна-производитель, состав ткани и цена, верилось с трудом — ярлыки были “сфабрикованы от руки”. Не нашлось при них и обязательных инструкций о том, как правильно ухаживать за одеждой. К тому же проверка обнаружила, что договор аренды у этой торговой точки закончился еще в феврале.
В следующем боксе не оказалось ни вывески, ни хозяина. “Ничьи” сумки сторожили коллеги “беглеца”, который, судя по всему, узрев представителей инспекции, удалился в неизвестном направлении. Пока инспекторы ожидали продавца сумок, к распложенной рядом торговой точке подошли две взволнованные женщины. Одна из них выложила перед продавцом купленные здесь две недели назад ботинки. — Неделю проносила, кожа на швах покоробилась и лопнула, — демонстрировала женщина неудачную обновку. — И недешевые ведь, почти миллион стоят... Продавец, бросив испуганный взгляд в нашу сторону, быстренько, без всяких пререканий выхватила ботинки из рук покупательницы и вернула ей деньги. Место жалобщицы на подмостках бокса вскоре заняли две молоденькие девушки.
Без примерки, не торгуясь и не вчитываясь в ярлыки, они купили джинсы за 300 тысяч рублей. Продавец констатировала, что больше ориентируется на китайский товар, именно его чаще всего покупает молодежь. Однако частенько покупки возвращают назад, призналась она. Кофточка “со стажем” Получается, что и сами продавцы осознают: ширпотреб, которым они торгуют, нередко вызывает заслуженные нарекания покупателей. Но, по их мнению, раз “народная тропа” на вещевые рынки не зарастает, значит, такой товар еще долго останется востребованным, а клиенты, наступая на одни и те же грабли, будут позволять себя одурачивать. Это в магазинах или бутиках придирчивые потребители могут выражать недовольство качеством вещи или тем, что недостаточно снижены цены на товары минувшего сезона.
А на рынках как-то не принято высказывать такие претензии. Можно даже нарваться на грубую реплику типа: “Не нравится — не покупайте!” Во время рейда в одной из торговых точек внимание проверяющих привлекла этикетка на женской блузке стоимостью 100 тысяч рублей. На сером от грязи воротничке значилось: год производства — 2004-й. Десять зим и столько же лет дожидается одежка своего хозяина,и, судя по ее виду, вряд ли дождется. Владельца магазина такой “эксклюзив со стажем” почему-то не смущает. Поменять “антиквариат” на качественный товар у него не возникает желания, как, впрочем, и изменить подход к обслуживанию покупателей.