Лукашенко утвердил новую редакцию правил приема в вузы

На принципах справедливого отношения к людям и обеспечения равных условий

Президент утвердил новую редакцию Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования

Президент 3 января подписал Указ № 2, которым утверждается новая редакция Правил приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования. Правила приема доработаны с учетом результатов широкого изучения общественного мнения и экспертных оценок, а также апробации отдельных норм в ходе вступительной кампании 2022 года.

ФОТО СЕРГЕЯ ШКЛЯРА.

Как сообщает пресс-служба Главы государства, в целом обновленными Правилами приема сохраняется закрепленная Кодексом об образовании система поступления в высшие учебные заведения. Правила направлены на повышение объективности оценки знаний абитуриентов и обеспечивают соблюдение принципа равной возможности поступления в вузы. Ими также предусматривается совершенствование отбора наиболее подготовленных и мотивированных абитуриентов для получения востребованных экономикой страны специальностей.
В частности, без вступительных испытаний предполагается зачисление победителей международных и республиканских олимпиад, победителей университетских олимпиад при поступлении в эти вузы, выпускников Национального детского технопарка по рекомендации наблюдательного совета, выпускников лицеев при университетах при поступлении в данные университеты, а также лиц, сдавших единый государственный экзамен в Российской Федерации (при поступлении на платную форму обучения).
Вне конкурса будут зачисляться дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, воспитанники военно-патриотических клубов при поступлении в вузы Минобороны, МВД, Госпогранкомитета и на военные факультеты.

Вводятся особые условия поступления на специальности для Вооруженных Сил, транспортных войск и органов пограничной службы. На указанные специальности абитуриенты будут сдавать только два предмета (язык и один профильный предмет в форме ЦЭ или ЦТ).

Предусматривается прием на целевую подготовку по итогам внутреннего испытания в вузе в устной или практической форме (в зависимости от специальности).

При подаче документов для поступления абитуриент должен представить характеристику из школы (колледжа).

Указом также закрепляются полномочия Минобразования по регулированию отдельных вопросов проведения вступительной кампании, в том числе по определению порядка организации и проведения ЦЭ и внутренних экзаменов, сроков приема документов и зачисления абитуриентов.

Минобразования в кратчайшие сроки обеспечит комплекс организационно-методических мероприятий по реализации положений указа, включая внесение изменений в соответствующие постановления Совета Министров, акты Министерства образования и вузов.

По принятым нововведениям будет проведена необходимая разъяснительная работа для абитуриентов и их родителей, в том числе в СМИ. 
Принятие указа будет способствовать дальнейшему совершенствованию национальной системы отбора и подготовки кадров с высшим образованием исходя из обозначенных Президентом принципов справедливого отношения к людям и обеспечения равных условий при поступлении в вузы.
КОММЕНТАРИИ В ТЕМУ

Андрей Иванец, министр образования:

— Подписание указа — это принципиально новый шаг вперед по совершенствованию как итоговой аттестации за курс общей средней школы, так и вступительной кампании в вузы. Хотелось бы отметить, что это открывает очень серьезные перспективы для наших молодых людей. Во-первых, это возможность одаренным, талантливым ребятам выбрать тот профиль, по которому они хотят прийти в университет, и, воспользовавшись вузовскими олимпиадами, поступить в наши региональные и столичные учреждения образования. Второе серьезное изменение — теперь подготовка выпускников к итоговой аттестации будет идти по той же схеме, что и подготовка к вступительной кампании. Это существенно облегчит нагрузку на детей и снизит волнение родителей. Третье изменение в том, что каждый молодой человек сможет выбрать не только профессию, но и последующее место работы: выработаны новые подходы к целевой форме набора. Это важно, ведь ребята, которые учатся в старших классах, смотрят не только на учреждение образования, в которое хотят прийти, но и на потенциального работодателя. В связи с этим введение устного экзамена при поступлении именно на целевую форму подготовки позволит нам не только увидеть абитуриента, но и наладить диалог будущего студента и работодателя.

Вадим Богуш, ректор БГУИР, председатель Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования:

— Тема изменений правил приема проходила важные и масштабные этапы обсуждения в профессиональной среде педагогов школ, профессорско-преподавательского состава университетов, руководителей учреждений образования, а также в обществе. Сегодня мы с уверенностью можем сказать: нововведения востребованы и позволяют абитуриентам правильно спланировать свою учебную нагрузку, при этом существенно повышают качество отбора и мотивацию будущего студента к получению конкретной профессии и квалификации. Новые подходы создают лучшие условия для успешной профориентации абитуриента, расширяют возможности для тех, кто четко определился с вузом, специальностью и формой обучения. Например, победители университетских олимпиад уже в марте смогут стать студентами. Есть преференции у абитуриентов, поступающих на условиях целевой подготовки. Их зачислят до сдачи ЦТ. Абитуриенты, не прошедшие на целевые места, могут участвовать в общем конкурсе, что увеличивает шансы на поступление.

Расширены возможности для одаренной молодежи: выпускники Национального детского технопарка попадут в вуз без вступительных испытаний при наличии рекомендации от наблюдательного совета, победители областных олимпиад без экзаменов зачисляются на востребованные экономикой специальности, перечень которых расширен. Сохранены льготы для победителей международных и республиканских олимпиад и интеллектуальных конкурсов.

При этом возможности для участия в конкурсе на общих основаниях на бюджетные или платные места, остаются для всех, что позволяет обеспечить преемственность и последовательное совершенствование системы отбора и подготовки специалистов.

Сегодня идет активная разъяснительная работа. БГУИР планирует в этом году проведение нескольких Дней открытых дверей, и уже 5 января мы встречаемся с будущими абитуриентами и готовы ответить на интересующие их вопросы.

Олег Кузьмин, директор СШ № 3 города Ивацевичи:

— Во главу угла сегодня поставили здоровье ученика и его осознанный выбор будущей профессии. Нагрузка уменьшилась в два раза — было четыре экзамена, стало два. Родителям не нужно платить за занятия с репетитором, учителя готовят одновременно к выпускным и вступительным экзаменам. Сегодня наши одиннадцатиклассники уже зарегистрировались на репетиционное ЦЭ, которое пройдет в Ивацевичском государственном аграрном колледже 28 января. Они смогут познакомиться с изменениями в заданиях. Уже известно, что в тестах не будет вопросов повышенного, пятого уровня сложности. Кстати, чтобы зарегистрироваться, получить пропуск для входа в пункт, а потом и сертификат, не надо никуда ехать. Все это будет проходить в учреждении, где ребенок учится. Таким образом, школьники прибудут в пункт централизованного экзамена только два раза — для сдачи самих экзаменов. Важно, что поменять предметы для ЦЭ можно до 20 апреля. У нас, например, был случай, когда ученица несколько лет целенаправленно готовилась по химико-биологическому профилю, а в последний момент переориентировалась на экономический.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter