Из первых уст – об изменениях Конституции и работе Конституционного Суда
15.02.2022 07:38:00
Совсем скоро каждому из нас выпадет уникальный шанс: мы сможем напрямую повлиять на жизнь нашей страны, проголосовав за изменения в Конституцию. О том, каковы будут главные новации в Основном Законе Беларуси, для чего они нужны и что делает в этом направлении Конституционный Суд, сегодня рассказывает Председатель Конституционного Суда Петр МИКЛАШЕВИЧ.
— Петр Петрович, Президент критиковал предыдущие изменения в Конституцию, говоря, что они ограничиваются лишь техническими правками. И вот подготовлен проект, который можно назвать действительно масштабным по уровню новаций. В чем же главные, принципиальные отличия предложенной Конституции от ныне действующей?
— Назову важнейшие моменты. Итак, в проекте обновленной Конституции предусматривается:
во‑первых, развитие принципов и гарантий социального государства, закрепляются гарантии поддержки семей с детьми, ценности семьи и брака как союза мужчины и женщины, гарантии пенсионного обеспечения, равные возможности для лиц с инвалидностью, а также определяется взаимная социальная ответственность граждан и государства;
во‑вторых, повышение эффективности, преемственности и устойчивости системы государственной власти: сохраняется президентская форма правления с перераспределением полномочий Президента, Парламента и Правительства исходя из их конституционных функций;
в‑третьих, устанавливается конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие;
в‑четвертых, совершенствуются конституционные основы избирательной системы и принципы партийного строительства, определяется право политических партий на участие в выборах, конституционный статус Центральной избирательной комиссии;
в‑пятых, расширяются гарантии судебной защиты прав и свобод граждан, устанавливается полномочие Конституционного Суда по рассмотрению конституционных жалоб граждан на нарушение их прав и свобод.
В целом все эти изменения направлены на укрепление конституционного «каркаса» регулирования демократического устройства общества и государства, системы государственной власти, взаимодействия личности, общества и государства, являются стратегическим ориентиром на будущее развитие Беларуси.
— Зачем понадобились эти изменения? Можно ли было продолжать жить без них?
— Конституция является правовым фундаментом государства. Время, прошедшее с момента принятия Конституции в 1994 году, показало значимость конституционных положений и сформулированных в ней ценностных ориентиров для стабильного и эволюционного государственно‑правового строительства.
Да, за прошедшие годы Беларусь укрепила свой суверенитет и независимость, проводит самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Созданы политические, идеологические, конституционно‑правовые, социально‑экономические основы устойчивого развития белорусского государства.
Вместе с тем современные условия требуют формулирования в Конституции положений, отражающих идеи и цели дальнейшего государственно‑правового строительства и общественного развития, учитывая как достигнутый уровень социального и политико‑правового развития страны, так и назревшие главные потребности общества. При этом при выработке конституционных изменений учитывались следующие факторы.
Во‑первых, конституционная преемственность. Наша страна идет по эволюционному конституционному пути развития. Преемственность конституционных положений — залог устойчивости и безопасности государства, сохранения достигнутого прогресса в политической, экономической, социальной и культурной сферах.
Во‑вторых, динамизм современного конституционного развития. С одной стороны, стабильность Конституции является важным условием устойчивого развития общества и государства. С другой — Конституция должна соответствовать изменяющимся общественным отношениям. Мы видим, что динамика общественной жизни обусловливает необходимость увязывать конституционные преобразования с дальнейшим устойчивым и динамичным развитием страны.
В‑третьих, современный общественный прогресс предъявляет новые требования к эффективности и устойчивости системы государственной власти, балансу публичных и частных интересов, оптимальному соотношению общественной безопасности и индивидуальной свободы.
— Как известно, преамбула является важной составной частью Конституции, в которой излагаются основные ценности белорусского народа. Какие изменения она может претерпеть и чем обусловлена необходимость их внесения?
— Происходящие в мире активные процессы глобализации и интеграции, кардинальные геополитические трансформации актуализируют вопросы укрепления государственного суверенитета, сохранения национальной самобытности народа, конституционной идентичности, опирающихся на богатое культурно‑историческое наследие Беларуси.
Одним из определяющих условий устойчивого развития государства является социальная справедливость. Обозначение в преамбуле Конституции такой конституционной цели, как утверждение устоев социально справедливого общества, объединяет различные социальные, национальные и иные интересы, служит не только конституционно‑правовым, но и морально‑нравственным ориентиром на пути к укреплению взаимного доверия власти и народа.
— В прошлом году Конституционный Суд рассматривал дело «О соответствии общепризнанным принципам и нормам международного права документов, принятых Европейским союзом и некоторыми иностранными государствами и их органами, предусматривающих введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь». Насколько часто приходится обращать внимание на документы, принятые другими государствами?
— К сожалению, мы сталкиваемся с фактами принятия зарубежными государствами и международными организациями вопреки общепризнанным принципам международного права решений, влекущих ограничение суверенных прав Республики Беларусь, а также гарантируемых основополагающими международно‑правовыми актами прав и свобод граждан нашей страны.
Я напомню, что Конституционному Суду предоставлено полномочие по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики и Совета Министров излагать свою позицию о документах, принятых иностранными государствами, международными организациями и их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.
В 2011 году Конституционный Суд уже реализовывал данное полномочие — по предложению Палаты представителей изложил позицию о несоответствии общепризнанным принципам и нормам международного права Закона Республики Польша «О Карте поляка».
Тогда позиция Конституционного Суда была реализована в ряде законов, которыми установлены запреты на получение государственными служащими от иностранных государств документов, предоставляющих права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользование такими льготами и преимуществами. Кстати, эта позиция нашла отражение и в проекте обновленной Конституции. Соответствующие ограничения установлены в статье 80 Конституции, запрещающей кандидатам в Президенты иметь вид на жительство или иной документ иностранного государства, дающий право на льготы и другие преимущества.
— В случае принятия новой Конституции: как изменится суть деятельности самого Конституционного Суда? Возможно, у него появятся новые полномочия и задачи?
— Главная функция Конституционного Суда в обновленной Конституции останется неизменной. Это осуществление контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве в целях защиты конституционного строя, гарантированных Конституцией прав и свобод граждан, обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь.
При этом устанавливаются новые полномочия Конституционного Суда: право давать официальное толкование Конституции, заключения о конституционности выборов Президента и Парламента, о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции Президентом и Парламентом. Реализация этих полномочий значительно повышает роль Конституционного Суда как конституционного арбитра в системе государственной власти.
— Единственным источником власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, а высшей формой непосредственного выражения власти народа — референдум. Именно гражданам нашей страны на республиканском референдуме предоставлена возможность решить важнейший вопрос — проголосовать за проект изменений Конституции, который направлен на укрепление конституционного фундамента дальнейшего эволюционного развития общества и государства.
Вынесенные Президентом на референдум изменения в Конституцию устанавливают более активное вовлечение и непосредственное участие граждан в управлении страной, учитывают назревшие потребности общества, обеспечивают преемственность и устойчивость конституционно‑правового развития Беларуси. На мой взгляд, сегодня белорусское общество в полной мере осознает важность предстоящего референдума по обновленной Конституции и свою ответственность за будущее страны.
Поэтому я уверен, что граждане проявят социальную активность и выполнят гражданский долг. Реализуют на референдуме свое конституционное право на непосредственное участие в решении важнейшего вопроса в жизни общества и государства и поддержат предложенные изменения в Конституцию.
rud@sb.by
— Петр Петрович, Президент критиковал предыдущие изменения в Конституцию, говоря, что они ограничиваются лишь техническими правками. И вот подготовлен проект, который можно назвать действительно масштабным по уровню новаций. В чем же главные, принципиальные отличия предложенной Конституции от ныне действующей?
— Назову важнейшие моменты. Итак, в проекте обновленной Конституции предусматривается:
во‑первых, развитие принципов и гарантий социального государства, закрепляются гарантии поддержки семей с детьми, ценности семьи и брака как союза мужчины и женщины, гарантии пенсионного обеспечения, равные возможности для лиц с инвалидностью, а также определяется взаимная социальная ответственность граждан и государства;
во‑вторых, повышение эффективности, преемственности и устойчивости системы государственной власти: сохраняется президентская форма правления с перераспределением полномочий Президента, Парламента и Правительства исходя из их конституционных функций;
в‑третьих, устанавливается конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия, определяющего стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающего незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие;
в‑четвертых, совершенствуются конституционные основы избирательной системы и принципы партийного строительства, определяется право политических партий на участие в выборах, конституционный статус Центральной избирательной комиссии;
в‑пятых, расширяются гарантии судебной защиты прав и свобод граждан, устанавливается полномочие Конституционного Суда по рассмотрению конституционных жалоб граждан на нарушение их прав и свобод.
В целом все эти изменения направлены на укрепление конституционного «каркаса» регулирования демократического устройства общества и государства, системы государственной власти, взаимодействия личности, общества и государства, являются стратегическим ориентиром на будущее развитие Беларуси.
— Зачем понадобились эти изменения? Можно ли было продолжать жить без них?
— Конституция является правовым фундаментом государства. Время, прошедшее с момента принятия Конституции в 1994 году, показало значимость конституционных положений и сформулированных в ней ценностных ориентиров для стабильного и эволюционного государственно‑правового строительства.
Да, за прошедшие годы Беларусь укрепила свой суверенитет и независимость, проводит самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Созданы политические, идеологические, конституционно‑правовые, социально‑экономические основы устойчивого развития белорусского государства.
Вместе с тем современные условия требуют формулирования в Конституции положений, отражающих идеи и цели дальнейшего государственно‑правового строительства и общественного развития, учитывая как достигнутый уровень социального и политико‑правового развития страны, так и назревшие главные потребности общества. При этом при выработке конституционных изменений учитывались следующие факторы.
Во‑первых, конституционная преемственность. Наша страна идет по эволюционному конституционному пути развития. Преемственность конституционных положений — залог устойчивости и безопасности государства, сохранения достигнутого прогресса в политической, экономической, социальной и культурной сферах.
Во‑вторых, динамизм современного конституционного развития. С одной стороны, стабильность Конституции является важным условием устойчивого развития общества и государства. С другой — Конституция должна соответствовать изменяющимся общественным отношениям. Мы видим, что динамика общественной жизни обусловливает необходимость увязывать конституционные преобразования с дальнейшим устойчивым и динамичным развитием страны.
В‑третьих, современный общественный прогресс предъявляет новые требования к эффективности и устойчивости системы государственной власти, балансу публичных и частных интересов, оптимальному соотношению общественной безопасности и индивидуальной свободы.
— Как известно, преамбула является важной составной частью Конституции, в которой излагаются основные ценности белорусского народа. Какие изменения она может претерпеть и чем обусловлена необходимость их внесения?
— Происходящие в мире активные процессы глобализации и интеграции, кардинальные геополитические трансформации актуализируют вопросы укрепления государственного суверенитета, сохранения национальной самобытности народа, конституционной идентичности, опирающихся на богатое культурно‑историческое наследие Беларуси.
В связи с этим неотъемлемое право народа на самоопределение — как важнейшая конституционная ценность и общепризнанный принцип международного права — в преамбуле обновленной Конституции дополняется такими ценностными установками, как сохранение национальной самобытности и суверенитета.В контексте многовековой истории развития белорусской государственности в преамбуле отражается особая роль культурных и духовных традиций в процессе становления современного белорусского государства, которые служат ценностным мировоззренческим ориентиром в укреплении идеологии белорусского государства.
Одним из определяющих условий устойчивого развития государства является социальная справедливость. Обозначение в преамбуле Конституции такой конституционной цели, как утверждение устоев социально справедливого общества, объединяет различные социальные, национальные и иные интересы, служит не только конституционно‑правовым, но и морально‑нравственным ориентиром на пути к укреплению взаимного доверия власти и народа.
— В прошлом году Конституционный Суд рассматривал дело «О соответствии общепризнанным принципам и нормам международного права документов, принятых Европейским союзом и некоторыми иностранными государствами и их органами, предусматривающих введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь». Насколько часто приходится обращать внимание на документы, принятые другими государствами?
— К сожалению, мы сталкиваемся с фактами принятия зарубежными государствами и международными организациями вопреки общепризнанным принципам международного права решений, влекущих ограничение суверенных прав Республики Беларусь, а также гарантируемых основополагающими международно‑правовыми актами прав и свобод граждан нашей страны.
Я напомню, что Конституционному Суду предоставлено полномочие по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей, Совета Республики и Совета Министров излагать свою позицию о документах, принятых иностранными государствами, международными организациями и их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.
В 2011 году Конституционный Суд уже реализовывал данное полномочие — по предложению Палаты представителей изложил позицию о несоответствии общепризнанным принципам и нормам международного права Закона Республики Польша «О Карте поляка».
Тогда позиция Конституционного Суда была реализована в ряде законов, которыми установлены запреты на получение государственными служащими от иностранных государств документов, предоставляющих права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, а равно пользование такими льготами и преимуществами. Кстати, эта позиция нашла отражение и в проекте обновленной Конституции. Соответствующие ограничения установлены в статье 80 Конституции, запрещающей кандидатам в Президенты иметь вид на жительство или иной документ иностранного государства, дающий право на льготы и другие преимущества.
Вот и 15 декабря 2021 года Конституционный Суд по предложению Совета Министров изложил позицию о несоответствии документов, принятых Европейским союзом, некоторыми иностранными государствами, предусматривающих введение ограничительных мер в отношении Республики Беларусь, общепризнанным принципам и нормам международного права, предусмотренным в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека и других основополагающих международно‑правовых актах.В связи с этим подчеркну, что позиция Конституционного Суда является правовой основой для принятия государственными органами, должностными лицами мер, направленных на защиту национальных интересов Республики Беларусь, прав и свобод граждан.
— В случае принятия новой Конституции: как изменится суть деятельности самого Конституционного Суда? Возможно, у него появятся новые полномочия и задачи?
— Главная функция Конституционного Суда в обновленной Конституции останется неизменной. Это осуществление контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве в целях защиты конституционного строя, гарантированных Конституцией прав и свобод граждан, обеспечения верховенства Конституции и ее прямого действия на территории Республики Беларусь.
При этом устанавливаются новые полномочия Конституционного Суда: право давать официальное толкование Конституции, заключения о конституционности выборов Президента и Парламента, о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции Президентом и Парламентом. Реализация этих полномочий значительно повышает роль Конституционного Суда как конституционного арбитра в системе государственной власти.
Для защиты конституционных прав и свобод граждан Конституционному Суду предоставляется право рассматривать индивидуальные жалобы о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле при вынесении судебного решения. Таким образом, граждане смогут непосредственно обращаться в Конституционный Суд за защитой своих конституционных прав и свобод.— Сейчас слышны голоса наших недругов, призывающих сорвать референдум о новой Конституции, испортить бюллетени, игнорировать голосование… Почему участие в референдуме на самом деле жизненно важно для каждого гражданина Беларуси?
— Единственным источником власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, а высшей формой непосредственного выражения власти народа — референдум. Именно гражданам нашей страны на республиканском референдуме предоставлена возможность решить важнейший вопрос — проголосовать за проект изменений Конституции, который направлен на укрепление конституционного фундамента дальнейшего эволюционного развития общества и государства.
Вынесенные Президентом на референдум изменения в Конституцию устанавливают более активное вовлечение и непосредственное участие граждан в управлении страной, учитывают назревшие потребности общества, обеспечивают преемственность и устойчивость конституционно‑правового развития Беларуси. На мой взгляд, сегодня белорусское общество в полной мере осознает важность предстоящего референдума по обновленной Конституции и свою ответственность за будущее страны.
Поэтому я уверен, что граждане проявят социальную активность и выполнят гражданский долг. Реализуют на референдуме свое конституционное право на непосредственное участие в решении важнейшего вопроса в жизни общества и государства и поддержат предложенные изменения в Конституцию.
rud@sb.by