Название «страдник» тоже очень верное. Ведь в этом месяце нужно трудиться от зари до зари. «Лiпень i косiць, i жне, доўга спаць не дае». У доброго «гаспадара» хлопот выше головы, но послабления себе давать нельзя, потому как замечают: «…толькi спiну разагну, а тут зноў кланяцца трэба». Не зря сказано: «Хто ў лiпенi на полi папацее, таго ўзiмку печка пагрэе». Да еще в это время в самой силе все травы и надо успеть с сенокосом — ухватить время без дождей. А тут еще и «пустазелле» может «забивать» все посаженное в поле и на огороде.
Еще не очень видно, что же получит «гаспадар» по осени за свои труды, потому и месяц называют «гаручым» — жарким по погоде, но еще не щедрым и далеко не «даручым». Погоду в «лiпенi» народ охарактеризовал очень верно: «тое, што агнём спалiць, тое слязьмi залье». Так что чередоваться будет тепло с дождями, но не с промозглыми, а теплыми, живительными, иногда сверкающими на солнце. Народ подобрал для них очень верную характеристику — «это царевна плачет». Такие дожди оставляют после себя радугу — «вясёлку» на небе и на сердце.
Начало июля связывают с появлением самой нежной, сладкой и «духмянай» ягоды — земляники.За ягодой в прежние времена обычно ходили дети. Это было одновременно и лакомство для них, и заготовка на зиму. Раньше по весне народ собирался всем миром и ходил чистить лес от валежника и различных коряг, чтобы летом дети не получили при сборе ягод травм.
28 июня — Григорий. Особое внимание уделялось огурцам, посаженным ровно месяц тому назад, на Пахома. По приметам, поутру могли случиться туманы, которые плохо влияют на эту любимую всеми культуру. Между рядов в грядку клали старую скалку, чтобы по подобию огурцы росли длинными и гладкими.
29 июня — день трех преподобных и святых Тихонов. Народ замечал, что «с этого времени птицы поют не так заливисто».
30 июня — день Мануила. Примечали: «На Мануiла сонца застойваецца». Дальше лето как будто будет сбегать, как с горки вниз.
3 июля — день мученика Мефодия. По приметам, если пойдет дождь, то его уже не удержать более чем на месяц. Как и раньше, продолжали «аглядаць» своего главного кормильца — поле.
Выходили к нему с заботой, трепетом, беспокойством и некоторым страхом, как к малому ребенку. Больше всего в прежние времена боялись «залома». Его еще называли «завiткай», «закруткай», «куклай». Представляла она собой пучок сломанных стеблей, закрученных каким‑то особым способом. Это могли быть стебли любой посаженной культуры. С самых давних времен он считался знаком страшного «чарадзейства» и вызывал панический страх. До него даже не дотрагивались, его нельзя было просто так сорвать и выбросить или уничтожить. Верили, что такой «залом» делается не только на неурожай, но и на принесение вреда всем «сямейнiкам». Полагали, что нейтрализовать силу злого «чарадзейства» можно только лишь силой, подобной действиям и заговорам. В других случаях приглашали христианского «святара». Такой «залом» был большим грехом для того, кто его сотворил, ведь зло направлялось не только на какого‑то человека и его семью, а на само засеянное поле, которое считалось у всех народов священным. Верили, что для человека, сделавшего этот «залом», все равно придет расплата.
ПРИМЕТЫ ПОГОДЫ
♦ Если 3 июля идет дождь, то будет идти еще сорок дней.
♦ Если муравьи кучкуются, то ждите грозы.