Зачем иудеям брачный договор

На козленка и ребенка

Лето — не только время отпусков, но и время свадеб. Хотя браки и заключаются в течение всего года, но в теплое время гораздо чаще.

В эту пятницу, 10 июня, в Центре прогрессивного иудаизма «Бейт Симха» Слава и Ольга подпишут свой брачный договор, который на иврите называется Ктуба. Что это за документ? В нем указывается то, что муж обязан предоставить до заключения брака и какие обязанности ложатся на него после этого, а также то, что получит жена в случае развода. Довольно трудно перед еврейской религиозной свадьбой — Хупой — обсуждать то, что будет в случае разрыва, в том числе и материальные вопросы. Но это не дань моде: так происходит более 20 веков и в целом как на еврейских семьях, так и на самой общине не отразилось отрицательно.

Все началось с мудреца Шимона бен Шетаха, жившего в I веке до нашей эры. Именно он подтвердил права жены как в браке, так и в случае смерти мужа или развода. При нем Ктуба стала обязательной частью свадебной церемонии.

Сам мудрец был честен и неподкупен в суде. В Талмуде (трактат Санхедрин 19) Шимон бен Шетах призывает царя Яная встать перед судом, хотя на тот момент такого обязательства не было и рассматривалось дело даже не царя, а его приближенного. Аргумент мудреца был в том, что правитель встает перед судом справедливости от Всевышнего. Правда, Талмуд умалчивает, встал ли царь по указанию мудреца. Но так или иначе, на много веков Шимон бен Шетах устанавливает не только важность брачного договора и гарантий супруге, но и систему образования для детей.

Несмотря на древнюю традицию, есть вопросы, о которых рассуждают и сегодня. Например, размер выплат в случае развода. В Ктубе указана сумма — 200 зуз. Мы знаем из детской песни на праздник Песах, что за 2 зуза можно было купить козленка. Если подсчитать по нынешним меркам, где средняя стоимость козленка составляет около 200 белорусских рублей, то 200 зуз — это примерно 20 тысяч рублей.

Удивительно то, что у средневековых мудрецов, таких как Раши и Рамбам, существовали разные мнения по материальному вопросу. Но всегда находились решения, которые в том числе помогали вообще избежать развода.

В то же время есть то, что остается открытым для обсуждений. Как минимум с XIII века (Сефер га-хинух 552) есть рекомендация женщине носить брачное кольцо, а для мужчины таких предписаний нет.

Безусловно, каждой паре важно проговаривать планирование семейной жизни, детали брачного договора и, конечно, сам акт бракосочетания. Но не менее важно понимать, что есть вековые традиции для поддержки семьи и гармонии в обществе.

Пусть Всевышний дарует сил, терпения и, главное, любви для нас и наших близких. А всем, кто планирует этим летом создать семью, — благословения и счастья!

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter