На каждый возраст есть свой капкан
17.10.2012
Есть нечто, объединяющее три этих вопроса. КРИЗИСНЫЕ ВОЗРАСТА. Они бывают разные. И у каждого своя специфика.
1 год. «Я сам!»
Малыш отталкивает родителя и пытается все сделать сам. Ребенок начинает познавать мир, в том числе и… через бросание предметов на пол. Позволь малышу попробовать сделать все самостоятельно, даже если ты уверена, что он не справится.
3 года. «Нет!»
Ребенок выдает негативную реакцию на любую просьбу взрослого. Причины у строптивости нет, она направлена не против конкретного человека или ситуации, а против всего и вся. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чемто не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослому и требует, чтобы с его мнением считались. Будь спокойна, доброжелательна, но тверда в те моменты, когда уверена в своей правоте.
7 лет. Теперь можно и в школу
Ребенку открывается целый необъятный мир собственных эмоций и переживаний. Появляется первичная эмоциональная самооценка. Малыш делает своего рода первый шажок в сторону осознания своей личности – «я добрый», «я довольный», «я огорчен» и т.д. Семилетний человечек начинает всеми способами проявлять свою самостоятельность; появляются новые занятия, увлечения – конструирование, рисование, лепка. Причем за выполнением того или иного шедевра обязательно должна следовать похвала, иначе интерес будет потерян.
Ребенок демонстрирует нарочитое «взрослое» поведение – рассуждает, передразнивает повадки взрослых, кривляется.
Подростковый возраст. Без комментариев
В подростковом возрасте в кровь начинает поступать огромное количество гормонов. Благодаря их сложным и запутанным «взаимоотношениям» возникает не только резкое увеличение роста и веса и быстрая смена эмоций. Появляется масса новых переживаний, которые заставляют подростка вести себя как упрямец, грубиян, бунтарь и ревнивец. И одновременно проявляется несамостоятельность, подчинение мнению большинства, стремление быть «как все».
Родители могут помочь себе и подростку. Это мы обязательно обсудим отдельно, так как это сложная, очень животрепещущая тема.
20 лет. «И кем же я буду в мире взрослых?»
Этот период – время исканий. Молодой человек наполнен энергией, свободным временем, и он уже настоящий взрослый. Он хочет не ошибиться при выборе своего пути в этом мире. Идет выбор различных моделей поведения. Теперь он не только доказывает себе свою способность вписаться в более крупное общество, но и понимает, что мир взрослых его испытывает.
30 лет. «А правильно ли я расставил приоритеты?»
По достижении тридцатилетнего возраста появляется какоето беспокойное оживление. Почти у каждого возникает желание внести некоторые изменения в свою жизнь. Человек уже добился многого, есть серьезные успехи и первые сомнения: «А в том ли направлении я продвигаюсь?» Это и возраст возврата к юношеским мечтам, и возраст смены приоритетов. Человек осознает, что какойто аспект жизни не принимал до этого во внимание. Так успешная, обеспеченная дама, доктор наук вдруг понимает, что ее жизнь бессмысленна без семьи и детей (если семьи у нее не было). И с точностью до наоборот: домохозяйка, счастливая мама троих деток бросается учиться и работать «хоть гденибудь».
45 лет. «Я еще огого! Правда?»
Человек не соглашается переступать в зрелый возраст. Цепляется за молодость и… совершает ошибку за ошибкой. Возраст, в котором очень важно принять себя таким, как ты есть. Не пытаться вернуть 25 лет ни с помощью пластических операций, ни с помощью юных любовниц.
60 – 70 лет. «И это всё?»
Понимание заката жизни приходит часто неожиданно и остро, как прозрение. Мы не знаем, что с этим делать, и теряемся. Появляется мысль о смерти. Тем не менее многие умудряются именно в этом возрасте начать активную и интересную жизнь. С таких людей и стоит брать пример.
Чтение книг развивает и успокаивает
О том, что полезно читать книги, мы слышим с самого детства. А вот, оказывается, почему. Ученые пришли к выводу, что этот процесс улучшает интеллектуальные способности и позитивно сказывается на физическом и психическом здоровье человека. Ведь погружение в книгу - это не просто следование за сюжетом, а усиленная работа воображения. Магнитнорезонансное исследование показывает, что при чтении страниц о запахах, вкусах и различных ландшафтах в мозгу активизируются участки, отвечающие за восприятие. Так же, как если бы человек испытывал все это в реальности. Причем эффект этот пропадает, если смотреть телевизор или играть в игры. Одним словом, важно научиться читать большие и сложные книги в раннем возрасте. Тогда мозг привыкнет строить длинные цепочки причинноследственных связей. А всего шесть минут чтения снижают уровень стресса на две трети, что куда эффективнее музыкальной терапии или простой прогулки.