Может ли что-то изменить новый школьный курс «Семьеведение»

На два брака один развод. Время вмешаться...

В школах Беларуси, согласно информации Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, предлагается ввести курс «Семьеведение». Основная задача — повлиять на демографическую ситуацию, увеличив, проще говоря, количество крепких браков, где будут рождаться несколько детей, и уменьшить количество разводов.

фото pixabay.com

В мои школьные годы одним из предметов была «Этика и психология семейной жизни». Что осталось от нее в памяти? Общие фразы, типа «семья — ячейка социалистического общества» или «чем крепче семья, тем крепче держава». К урокам мы больше относились как к некой передышке между теми же химией и математикой. Перечитывали и пересказывали параграфы легко, а в журнал и дневник получали «отлично». Сейчас, с позиции взрослого человека и бывшего учителя, иначе смотрю на подачу этого предмета. На мой взгляд, он нужен обязательно. Но и содержание учебника, и само преподавание должны быть адаптированы к реальной жизни и тесно связаны с работой опытных психологов прежде всего. Брошу камушек в образование, уж простите. Не понаслышке известно, как во многих школах распределяются, например, часы такого же «несерьезного» предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности». Спрос с филолога или физика и с учителя по ОБЖ — небо и земля, а часы такие же, как и зарплата. Вопрос: как преподавать? Если на алгебре учитель с учениками решает задачи самостоятельно, то в «основах» важно участие представителей МЧС, милиции, медиков… Чтобы вовлечь детей в процесс и заинтересовать темой и предметом, нужны реальные примеры и ситуации из жизни. Как и практические занятия, где ребенок должен уметь применить свои знания и, возможно, принять быстрое и важное решение. Это не страшилки и запугивания, как считают многие родители. Их дети видят не на уроках и узнают не в школе.

Теперь вернусь к «Семьеведению» и той проблеме, которую этот курс призван решить.

По данным Белстата, в 2018 году в Беларуси зарегистрировано более 60 тысяч браков и более 33 тысяч разводов. Средний возраст женихов и невест — 28 и 26 лет, более 10 лет назад эти цифры были меньше — 25—26 и 23 года. При этом в минувшем году 62 парня и 443 девушки вступили в ранний брак (до 18 лет), причем две новобрачные были до этого уже в разводе. Причины распада семей, можно сказать, традиционные: пьянство, семейно-бытовые конфликты, в том числе рукоприкладство, неудовлетворенность бытовыми условиями, отсутствие жилья, измена и... нежелание одного из супругов иметь детей. К сожалению, в последнее время появилось и такое препятствие на пути к семейному счастью.

Попытаться скрепить это счастье в Беларуси хотят и на законодательном уровне. Палатой представителей Национального собрания принят в первом чтении проект закона «Об изменении законов по вопросам медиации», внесенный Совмином. Перед обращением в суд или ЗАГС с заявлением о расторжении брака супругам предлагается добровольно посетить медиатора и психолога, которые, возможно, помогут сгладить острые углы и найти компромисс.

И если говорить о новом школьном курсе, то толк от него будет, на мой взгляд, когда преподавание выйдет за рамки требований, шаблонов и установленных методик уроков. Тема брака и рождение детей, отношений в семье по принципу «папа — мама» и «родитель — ребенок» очень серьезная. И, повторюсь, психолог должен быть опытный и знающий, а не вчерашний выпускник вуза со свежим дипломом. Важно не просто выдавать параграфы, а говорить. Открыто говорить и обсуждать. Чтобы ученик не ходил на урок только с целью получения очередной легкой «девятки» в аттестат.

Пару десятков лет назад о безопасности своего чада в школе или вне ее стен родители даже не думали. Сейчас, не без помощи интернета, агрессия и психическая неуравновешенность подростков проявляются все чаще. Достаточно новостей, хотя и не все они придаются огласке, о суицидах или его попытках, о насилии как со стороны самих детей, так и против них. Почему? Что мы упустили или запустили? Не хочу хаять нынешнюю молодежь, но у нее действительно ныне другие ценности и понятия. Многое утрачено, к сожалению. Не нужно придумывать что-то сверхъестественное, наподобие велосипеда, его уже изобрели. И тратить огромные средства на печатание учебников, которые, возможно, через пару-тройку лет так и останутся лежать стопками в библиотеке. Просто к самому предмету отнестись намного серьезнее. Тогда, возможно, воз сдвинется с места.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter