На дороге мелочей не бывает
06.09.2005
В 16.00 я выехал из Минска с Виктором Каленковским и Сергеем Шешко, инспекторами ДПС управления ГАИ Миноблисполкома. Нам предстояло патрулировать дороги Минского района.
Первого нарушителя заметили у поселка Ратомка. Прямо перед нами дорогу по направлению к детскому садику перескочил старый мотоцикл с коляской, у водителя которого шлем на голове был, а у пассажирки - нет.
- Маму привез, она воспитателем здесь работает, - оправдывался через минуту 17-летний парень по имени Никита, прося на первый раз простить.
- Ого! - вырвалось у Сергея, раскрывшего техпаспорт мотоцикла. - «К-750» 1962 года выпуска.
- Это же раритет! Наверное, дорого стоит? - спрашиваю я.
- Да не то чтобы очень, - начал объяснять Никита. - У меня друг байкер, мы с ним старые мотоциклы восстанавливаем. Это уже второй наш «К-750», хотим его к зиме «вылизать».
К сожалению, кроме отсутствия шлема у пассажирки, у Никиты не оказалось еще и водительских прав.
- Курсы скоро закончу, - торопливо говорил он. - Военрук организовал в школе. Только по категории «А», правда.
- Придется отправлять мотоцикл на штрафстоянку, - неумолимо сказал Виктор. - Давайте ключ зажигания.
- У меня его нет, - вдруг отчаянно заявил Никита.
- Как нет? Вы на этом мотоцикле только что ехали?
- Так точно.
- А заводили чем?
- Ключом.
- И теперь его у вас нет?
- Нет, - упорствовал Никита.
Ключ, однако, вскоре нашелся в кармане штанов. Мотоцикл хоть и не сразу, но зафырчал. Сергей сел за руль раритета, а Никита в нашу машину, и мы отправились на штрафстоянку на улице Брикета в Минске.
Узнав, что за день постоя для мотоцикла здесь нужно заплатить 15 тысяч, а за автомобиль - 20 тысяч, Никита просто места себе не находил.
- Нашел, притянул из Уручья, отремонтировал, столько сил вложено, - причитал он, в сердцах пиная колесо своего «К-750».
Не помогло поднять настроение Никите даже предложение начальника стоянки:
- У тебя колеса запасного не хватает и корпус помят, - заметил Владимир Скриган. - Могу помочь с реставрацией, подыскать колесо, нужные детали.
Парня это мало утешило…
Разобравшись с владельцем раритета, мы завернули на пляжи к Минскому морю. В лесу здесь еще множество деревьев, поваленных недавним ураганом. У воды на лавочках сидят пожилые пары, любуются рябью. На воде - лодки и даже серф с парусом. А над водой парит парапланерист.
Внезапно прямо нам навстречу - потрепанный «опель» красного цвета.
- Оп-па, - Виктор бьет по тормозам. - Здесь же зеленая зона, везде знаки стоят - проезд запрещен.
Четверо мужчин в «опеле», видимо, тоже уже поняли, что к чему. Из кабины водителя выходит мужчина лет сорока. Его зовут Вячеслав.
- Ребята, ну буквально 30 метров хотели проехать поближе к пляжу, к песку! - пробует оправдываться он.
- А ну-ка, пойдем проверимся на алкоголь, - говорит Виктор.
Прибор показывает 1,03 промилле. Допустимый уровень - 0,5 промилле.
- Что отмечали? - интересуется у уже совсем поникшего Вячеслава Сергей.
- Последний день лета, - мрачно шутит тот.
- Ну а завтра первый день осени. Тоже будете отмечать?
- Умный человек всегда повод найдет, - продолжает невесело острить Вячеслав.
На самом деле видно, что он расстроен: все-таки вечер отдыха испорчен.
- Самое интересное, - со вздохом начинает объяснять он, - так это то, что водитель на самом деле не я, а вон тот человек. Он специально ничего не пил, чтобы отвезти потом всех домой.
- Так, а чего вы за руль сели? - спрашиваю я.
- А вот поди ж ты пойми… 30 метров всего проехать надо было, и тут вы из кустов…
Слова Вячеслава оказались правдой. Пока мы везем его на окончательное освидетельствование в Минский областной наркологический диспансер в Сеннице, красный «опель» ведет за нами тот самый трезвый водитель из их компании.
- Да я и сам против пьянства, - рассказывал нам тем временем Вячеслав. - А то вон у соседа по даче четырехлетнего сына пьяный водитель сбил. Так что я вашу работу понимаю и каюсь. Раз виноват, значит, виноват.
В Сеннице, однако, наш подопечный едва не схлопотал ночь в изоляторе: ругнулся матом в присутствии местного участкового, который привез на освидетельствование группу не совсем трезвых трактористов. Они слишком долго дышали в трубочку, и это не понравилось Вячеславу.
- Часто ваши посетители скандалят? - спрашиваю у медсестры Валентины Мороз.
- Да через одного, - отвечает она. - Почему-то на месте происшествия предпочитают держаться нормально, а здесь на врачах срывают свое недовольство…
Покончив с пляжной компанией, мы снова садимся в машину.
- И не жалко вам было протоколы на них на обоих составлять? - на всякий случай интересуюсь у инспекторов.
- Конечно, по-человечески немного жалко, - ответил Виктор. - Никита парень, видно, толковый, техникой увлекается. Маму, опять же, на работу вез. Вячеслав тоже наверняка не лгал, когда говорил, что случайно оказался за рулем. Ведь был у них трезвый водитель. Но…
- Потакать все равно никогда нельзя, каким бы безобидным нарушение ни казалось, - продолжил его мысль Сергей. - Правила придумываются не просто так, каждый пункт там написан кровью тех, кто не обращал внимания на эти «мелочи».
- С начала года в области произошло 864 ДТП, в которых пострадали люди. 231 человек погиб, 868 получили травмы. Так что, уж поверьте, не зря мы сегодня «словили» этих двоих. Может быть, чью-то жизнь спасли, - подытожил Виктор.
На этом в 19.00 мое дежурство с нарядом на дорогах Минского района и закончилось. Инспекторам же предстояло патрулировать их еще до половины двенадцатого…