На что «заточена» финансовая разведка
01.06.2011
Как в Беларуси ведется борьба с отмыванием денег
Активное сотрудничество в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансовая разведка Беларуси осуществляет с другими странами и международными организациями. Об особенностях этой деятельности мы попросили рассказать начальника управления координации и международного сотрудничества Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Беларуси Виталия ПРОСВИРОВА (на снимке).
— В настоящее время достаточно часто обсуждается тема международных стандартов в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Скажите, какое отношение имеет к этому вопросу, Виталий Викторович, Департамент финансового мониторинга Комитета госконтроля?
— Самое непосредственное. Департамент в соответствии с решением главы государства является органом финансового мониторинга, уполномоченным осуществлять деятельность по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности. Одной из задач финансовой разведки является и международное сотрудничество по этим вопросам.
Что касается международных стандартов, то прежде всего речь идет о 40 рекомендациях и 9 специальных рекомендациях ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Рекомендации содержат комплекс мер, которые должны принимать подразделения финансовой разведки (ПФР), правоохранительные и надзорные органы. Это идентификация клиента, направление сообщения в ПФР, проведение расследования правоохранительными структурами и другие меры.
В соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН, рекомендации ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.
Департамент финансового мониторинга совместно с Национальным банком, правоохранительными и надзорными органами активно участвует во внедрении этих стандартов в законодательство Беларуси и в практическую работу по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
— Насколько законодательство нашей страны соответствует международным стандартам в этой сфере?
— В 2008 году была проведена оценка белорусской системы противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию террористической деятельности (ПЛД/ПФТ) на соответствие международным стандартам. Эксперты-оценщики ознакомились с нормативной базой, регламентирующей деятельность ПЛД/ПФТ в нашей стране, встретились с представителями министерств и ведомств, частного сектора. Экспертами был подготовлен отчет, в котором в рейтинговой форме оценена степень выполнения Беларусью 40+9 рекомендаций ФАТФ. Также эксперты внесли предложения по дальнейшему совершенствованию национальной системы в данной сфере.
На девятом Пленарном заседании Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) был утвержден Отчет об оценке действующего режима борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в Республике Беларусь. Эксперты ЕАГ улучшили оценки по 16 позициям этого отчета (документ размещен на официальном сайте ЕАГ).
Достаточно высокие результаты проведенной в 2008 году оценки не только объясняют невключение Беларуси в перечень стран со слабым режимом борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, но и могут влиять на кредитный рейтинг нашей страны и оценку стабильности ее финансовой системы со стороны мирового сообщества.
Мало кто знает, что Беларусь в 2007 году рисковала попасть в список стран, в отношении которых проводится мониторинг со стороны ФАТФ. По инициативе Департамента финансового мониторинга КГК было направлено в адрес МВФ обращение по вопросу публикации отчета о подробной оценке режима борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в Республике Беларусь, проводившейся в декабре 2004 года. Этот отчет был опубликован на интернет-сайте МВФ.
В ходе пленарного заседания ФАТФ в июне 2007 года принято решение не проводить мониторинга в отношении Беларуси со стороны Группы ФАТФ по рассмотрению проблем международного сотрудничества.
— А как развивается международное сотрудничество с вашими коллегами?
— Департаментом установлены контакты с более чем 40 подразделениями финансовой разведки иностранных государств. Столь широкие связи стали возможны благодаря вступлению ДФМ Беларуси в 2007 году в состав группы «Эгмонт» — неформального объединения финансовых разведок, созданного для поддержки национальных программ по борьбе с отмыванием денег, обеспечения оперативного обмена финансовой разведывательной информацией, передачи опыта и повышения квалификации сотрудников ПФР. В состав группы входят подразделения финансовой разведки 120 стран.
После вступления ДФМ КГК Беларуси в группу «Эгмонт» информационный обмен с зарубежными финансовыми разведками вырос в два раза.
Департамент прилагает значительные усилия для того, чтобы формировалась надлежащая договорно-правовая база для международного сотрудничества. Так, ДФМ КГК Беларуси подписаны межведомственные соглашения с уполномоченными органами Армении, Афганистана, Грузии, Кыргызстана, Македонии, Молдовы, России, Турции, Украины.
При участии департамента подготовлено Соглашение между Комитетом госконтроля Беларуси и Народным банком Китая в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Наши представители участвовали в заседаниях экспертной группы государств — участников СНГ по доработке межгосударственного Договора о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма, который подписан главами государств — участников СНГ в октябре 2007 года.
Департамент финансового мониторинга КГК Беларуси включен в перечень уполномоченных органов по двум межправительственным соглашениям с Латвийской Республикой и Республикой Польша по вопросам борьбы с преступностью.
В настоящее время проводится согласование меморандумов о сотрудничестве с другими зарубежными ПФР.
Информация, полученная от зарубежных финансовых разведок, не раз использовалась при расследовании значимых уголовных дел.
— Вы, Виталий Викторович, неоднократно упоминали ЕАГ. Что это за организация?
— Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма является организацией международного характера. В соответствии с поручением главы государства Департамент финансового мониторинга Комитета госконтроля представляет интересы Республики Беларусь в ЕАГ.
В состав этой организации, образованной в 2004 году, входят Беларусь, Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Наблюдателями в ЕАГ является ряд государств (Великобритания, Германия, Италия, Польша, США, Украина, Франция, Япония и др.), а также международные организации (ФАТФ, Всемирный банк, МВФ, Интерпол, Управление ООН по наркотикам и преступности, Исполком СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС, Контртеррористический комитет ООН и др.).
ЕАГ является ассоциированным членом ФАТФ. Основные ее цели — содействие в распространении международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, разработка и проведение финансовыми разведками совместных мероприятий по противодействию таким преступлениям, оказание технической помощи государствам — членам ЕАГ, анализ тенденций в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Сейчас ведется работа по преобразованию ЕАГ в международную организацию. Это будет способствовать росту авторитета и влияния на мировой арене не только самой ЕАГ, но и стран — участниц группы.
Участие Республики Беларусь в деятельности ЕАГ является вкладом в дело международной борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, своего рода признанием соответствия международным стандартам режима борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма в Республике Беларусь, позиционирует нашу страну как активного члена мирового сообщества, эффективно борющегося с этими преступлениями.