История одной фотографии актера Виктора Манаева
13.01.2018 08:54:17
С Виктором Манаевым мы учились параллельно. Помню его худым, легким, быстрым и веселым. Я и теперь называю его Витя, хотя он и народный артист, лауреат многих премий и прочих важных наград.
И вообще, чаще всего Манаева встречаю в «Центральном» магазине. Он, уставший после вечернего спектакля, покупает еду, минералку, хлеб, творог... Говорим, смеемся. Он на спектакль может пригласить, да только я почти все постановки с его участием пересмотрел. Иногда на нас напряженно глядят поздние посетители — вроде узнают, да боятся ошибиться, не подходят. Естественно, на Виктора Манаева глядят. Он — звезда сцены! Там его не спутаешь, узнается мгновенно, по одному движению, слову, молчанию. Умеет. А в магазине, может, и не надо, чтобы узнавали. Ведь не для универсама, а для сцены он рожден.
Говорят, что Манаев — актер комический, и тут же его роли из белорусской классики перечисляют. Не спорю, соглашаюсь. Но в 2006–м мы снимали фильм «Франц + Полина». Страшное кино, про войну. Режиссер Михаил Сегал искал, кто из белорусских артистов может сыграть предателя–переводчика. Листал альбомы, смотрел, вздыхал... Я предложил Манаева. Сегал чуть недоуменно пожал плечами, он не видел комического актера в этой роли, но на пробы пригласил. И Виктор сыграл мерзкого переводчика так, что у меня мороз по коже шел. Мы сидели с режиссером в его палатке перед монитором в мрачном осеннем лесу рядом с дорогой, смотрели и боялись. Такой противный гад в круглых очечках получился у Манаева из эпизодической роли.
Фотограф Евгений Коктыш много раз снимал артиста. Но признался, что сделать его портрет почти невозможно. Он каждый раз — иной, сам на себя не похожий. На этом черно–белом снимке Виктор молод, как тростник. Смотришь на него и вспоминаешь великого Блеза Паскаля, сравнившего человека с мыслящим тростником.
На фотографии именно такой белорусский актер.
ladzimir@источник