«Мы по натуре – деревенские жители. И нам на курортах нужно то, чего дома не хватает...»
07.09.2013 20:00:06
Портрет белорусов и их предпочтения на отдыхе за границей характеризует эксперт в области туризма Лилия Кобзик
ПОДОШЕЛ к концу самый горячий туристический сезон. Итоги его еще предстоит осмысливать, оценивать, подсчитывать. Но, скорее всего, тенденция будет близка к году минувшему, когда всего за границей отдохнули около 500 тысяч белорусов, а наиболее посещаемыми странами стали Украина, Турция, Греция и Болгария. А какие тенденции наметились в отечественном туризме в этом году? Куда предпочли отправиться на отдых белорусы? И у кого пользуется спросом отечественный агротуризм? Своими наблюдениями и выводами поделилась с корреспондентом «БН» эксперт по туризму Лилия КОБЗИК.
Несмотря на то, что Греция пользуется популярностью, превзойти Турцию по количеству белорусских туристов ей пока не удалось. Даже турецкие внутриполитические проблемы не отпугнули отдыхающих. А все потому, что белорусам нравится, что это безвизовая и долларовая страна, почти во всех отелях все включено. Согласитесь — удобно, особенно если говорить про семейный отдых. На первом же месте по посещаемости все же останется Крым, куда многие отдыхающие едут «дикарями» и на своем транспорте. Но есть и те, кто пользуется услугами туроператоров. А вот Болгария расположилась на четвертом месте по популярности — страна подходит для семейного отдыха: идеальные пляжи, привычная еда, хорошая инфраструктура, нет проблем с языком. А цены на туры в Болгарию — одни из самых низких.
У нашего туриста есть интересная особенность: если он хоть раз побывал за границей, например, в той же Болгарии, и ему понравилось, то он будет возвращаться туда вновь и вновь. Не каждый осмелится поменять привычный маршрут на что-то новое — вдруг там плохой отдых? Кроме того, белорусы по натуре — деревенские жители. Из-за этого мы тяготеем к отдыху в оживленных курортных городах — нам нужно то, чего дома не хватает. В свою очередь, финансовые возможности не позволяют уехать в далекие страны. Именно поэтому еще долгое время курорты Крыма, Турции, Болгарии, Греции и Черногории будут в числе приоритетных для посещения.
— А какой образ белорусского туриста сложился за границей?
— На любом курорте безошибочно определят, что мы из русскоговорящей страны. Это видно по поведению, слышно по речи. Но, к примеру, итальянцы и греки отмечают, что разница между русским туристом и белорусским есть. У русских важная отличительная особенность — держаться на отдыхе вместе, кучковаться. У нас этого нет — белорусы стараются даже в транспорте отсесть друг от друга. Русские более экспрессивные по сравнению с нами, более ярко реагируют на недостатки. Белорусы, в свою очередь, более сдержанные, а в отеле способны «раствориться», нас не видно. Если что-то не понравится в сервисе, то мы попросту промолчим. А вот если в каком-нибудь тихом европейском отеле вы услышите недовольные женские возгласы — это стопроцентно русские туристки. Наши более скромные. Это неплохая черта, и многим иностранцам она нравится.
— Согласно данным Национального статистического комитета Беларуси, в 2012 году на каждого прибывшего иностранного туриста приходилось четверо белорусских граждан, выезжавших за рубеж (в 2005-м — шестеро). В этом году тенденция не меняется. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы привлечь туристов в нашу страну?
— Беларуси нужно открыться. Понятно, что имидж просто так не изменишь, но необходимо с чего-то начинать. Открытость, на самом деле, состоит из мелочей. Допустим, приезжал как-то к нам турист из Италии, а после поездки на многих форумах в Интернете написал, что его заставили купить белорусскую страховку, хотя у него была своя, итальянская. Более того, ее выписали неправильно, поскольку девушка, которая делала страховку, не понимала по-английски. Также, поскольку итальянец остановился у своей знакомой, а не в гостинице, ему пришлось самостоятельно регистрироваться, причем делал он это на протяжении трех дней из пяти пребывания: то банк был закрыт, то отдел по гражданству и миграции не работал. Безусловно, такая информация — всего лишь капля в море. Но у тех, кто ее прочитает, уже не будет желания посещать страну.
В Беларусь часто приезжают благодаря личным знакомствам или родственным связям. Инфраструктурой, к сожалению, мы мало кого привлекаем. Наша страна славится красивой природой. Что еще мы можем предложить? Отправляется турист посмотреть на Браславские озера. Но ведь надо где-то поесть и остановиться. В Браславе, если выходной день, все рестораны будут на спецобслуживании, нормальных отелей там нет. Вот и получается, что он только и сможет, что посмотреть на озера. Безусловно, у нашей страны есть свои плюсы, но нужно больше рекламы достопримечательностей и возможностей…
Сейчас упор делается на чемпионат мира по хоккею, который пройдет уже через полгода. Думаю, Беларусь готова его принять. С точностью можно рассчитывать на россиян — они наверняка приедут, поскольку мы близко находимся. А сколько будет приезжих фанатов, болельщиков, туристов из других стран, которые считаются мировыми центрами хоккейного спорта, пока трудно сказать. В любом случае, о Беларуси после чемпионата узнает больше людей из разных государств, и это, несомненно, плюс.
— А насколько привлекателен для зарубежных гостей белорусский агротуризм?
— В белорусские агроусадьбы приезжают в основном российские туристы, гости из дальнего зарубежья — редкость. Дело в том, что наш агротуризм отличается от зарубежного — у нас это своеобразная замена отсутствующей отельной инфраструктуры. Как правило, отдыхающему предоставляется жилплощадь и хорошо оборудованная зона отдыха. В остальном же туристы предоставлены сами себе. Получается, что если иностранный гость приедет в нашу деревню, то он получит «дикий» отдых. Многие считают, что в этом и заключается наша фишка, именно такая первозданность и должна привлекать. Но к экзотике в любом случае должен прилагаться хороший сервис. И, конечно, агаротуризм должен демонстрировать наши национальные особенности, традиционный уклад, аутентику. К сожалению, этого белорусскому агротуризму больше всего и не хватает.
Сейчас, за исключением некоторых, никто из владельцев агробизнеса не зарабатывает столько, чтобы инвестировать в развитие собственной инфраструктуры. Поэтому сегодня белорусский агротуризм — это, скорее, увлечение. Нам есть куда стремиться. Например, в некоторых странах агротуризм — это целая культура, где у отдыхающего расписан весь день. Кроме колоритной жизни в традиционной, старинной атмосфере, туристу предлагаются различные экскурсии, интересные программы. Вечером он может пойти в хорошую корчму или деревенский ресторанчик. Этого у нас нет. Но именно к таким условиям нужно стремиться белорусскому агротуризму.
Кстати, сами белорусы редко предпочитают в качестве отдыха агротуризм. Дело в том, что наши граждане в основном могут позволить себе отдых только один раз в году. И мало кто откажется от хорошего курорта или моря ради деревенской усадьбы. Кроме того, многие белорусы живут в сельской местности или маленьких городах, у многих есть дача, участок в деревне — так что такого отдыха хватает и здесь.
Беседовала Наталья БОРИСОВЕЦ, «БН»