В Беларуси целесообразно создать политехнический парк развлечений с образовательным и досуговым наполнением
02.02.2023 07:37:00
Владимир ВОЛЧКОВ
Президент как в воду смотрел, когда поручил организовать выставку «Беларусь интеллектуальная». Наука нашла живой и глубокий отклик у людей. Особенно у молодежи и детей. Даже подумалось: а не является ли ошибочным стереотип, что поколение Z только события в экранах смартфонов интересуют? Есть у белорусов ментальная любознательность, тяга к интеллектуальным ценностям. Надо это любопытство удовлетворять. Не пришло ли время сформировать постоянную экспозицию: ведь как такового политехнического музея у нас нет.
Эти впечатления не погибли и во время сознательной жизни. По крайней мере, очень скептически относился и в молодости, а тем более в зрелом возрасте к тому, что в 1990‑х приходилось слышать: мол, наша промышленность, наука неконкурентоспособны. Кстати, нередко об этом говорили люди, которые очень лихо продавали в постперестроечной неразберихе разработки советского периода (а их было тысячи в НИИ и других научно-исследовательских организациях) западным компаниям. Некоторые стали миллионерами.
Но тема-то интересная. И ее можно преподнести широкой общественности, далекой от физики, через модели и другие инструменты. Благо сегодня есть масса способов показать, продемонстрировать все что угодно: виртуальная реальность, дополненная, 3D и так далее. Технологий множество. Многие освоены теми же резидентами ПВТ. И сами по себе они являются интеллектуальным продуктом.
Другими словами, хотя бы частично окупать себя экспозиция может. Вполне логично, если такой проект поддержат инвестициями наши флагманы.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
13 февраля выставка «Беларусь интеллектуальная» отправится в Гомель. За два месяца организаторы экспозиции рассчитывают объехать все областные центры. Кстати, на выставке в регионах будут представлены отдельным сектором достижения конкретной области.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Продлите эту выставку «Беларусь интеллектуальная» для того, чтобы организовать и пропустить через нее особенно нашу молодежь. Они все тычут в телефоны, айфоны, прочее и убеждены, что в стране ничего не делается на конструктив. Но те, кто побывал там, ахают и охают: неужели это мы сделали?!
На совещании об общественно-политической обстановке и состоянии преступности в стране, 24 января 2023 года.
Наследие большой эпохи
Одно из ярких впечатлений из счастливого и беззаботного советского детства — посещение выставки ВДНХ на улице Янки Купалы. Потрогать огромное колесо БЕЛАЗа, пощупать хитроумную систему ножей у жатки комбайна, полюбоваться со всех сторон моделями техники, которую выпускали белорусские предприятия… Там же стояли станки, визуализировались технологические решения, лежали наши микросхемы и сложные платы. А еще стояли яркими рядами коробки с конфетами, банки с мармеладом и вареньем, мясными и рыбными консервами. Правда, в магазинах этого разнообразия как-то не наблюдалось: начинался не очень сытый этап горбачевской перестройки. Но запомнилось-то другое: что всю гамму деликатесов (впрочем, как и много других интересных товаров) мы умели делать. И делали.Эти впечатления не погибли и во время сознательной жизни. По крайней мере, очень скептически относился и в молодости, а тем более в зрелом возрасте к тому, что в 1990‑х приходилось слышать: мол, наша промышленность, наука неконкурентоспособны. Кстати, нередко об этом говорили люди, которые очень лихо продавали в постперестроечной неразберихе разработки советского периода (а их было тысячи в НИИ и других научно-исследовательских организациях) западным компаниям. Некоторые стали миллионерами.
Впрочем, «период отрицания» остался в прошлом. Но нет площадки для подтверждения. Экспозиция ВДНХ как-то тихо и незаметно «скончалась» вместе с советским периодом истории. А ее преемника так и не появилось. По крайней мере, пока.
Интеллектуальный продукт — в массы
Справедливости ради стоит отметить: в части продвижения той же промышленности делается немало.На ведущих предприятиях действуют и корпоративные экспозиции, развивается и популяризируется индустриальный туризм. Наши промышленные компании стали более доступны, не закрываются за дверями заводской проходной. Но немало интересного остается, как говорится, за кадром.К тому же современность уходит в наноформат, в квантовые глубины. Для представления широкой публике этих достижений уже нужны другие формы визуализации. Например, тот же графен. Этот материал обладает особой молекулярной структурой, которая придает ему уникальные физические и химические свойства. Но внешне графен не отличается от банального графита. Идентифицировать это вещество можно только в современных лабораториях.
Но тема-то интересная. И ее можно преподнести широкой общественности, далекой от физики, через модели и другие инструменты. Благо сегодня есть масса способов показать, продемонстрировать все что угодно: виртуальная реальность, дополненная, 3D и так далее. Технологий множество. Многие освоены теми же резидентами ПВТ. И сами по себе они являются интеллектуальным продуктом.
Творческий подход
Словом, если творчески соединить IT, реальное производство и науку, можно сформировать очень интересную экспозицию. И не просто выставку, музей, а интерактивное пространство. Зону интеллектуального развития, которая бы и обучала, и развивала, и развлекала.Конечно, такой проект требует финансирования. Из каких источников черпать ресурсы? Несомненно, и эту сторону необходимо тщательно продумать. Но, как мне кажется, есть в таком интеллектуальном политехническом музее и коммерческий потенциал. Намедни видел рекламу — выставка роботов. Цена билета — 18 — 25 рублей. Не очень-то и дешево. Но на такие мероприятия люди откликаются. Конечно, образование у нас бесплатное. Но даже в СССР вход в музеи был по билетикам. Другой вопрос, что тарифы были крайне социальными и для всех доступными.
Другими словами, хотя бы частично окупать себя экспозиция может. Вполне логично, если такой проект поддержат инвестициями наши флагманы.
Популяризация промышленности и науки лежит в плоскости их непосредственных интересов. Сегодня нашим научно-исследовательским и промышленным организациям приходится конкурировать за кадры с другими секторами. И преподнести себя в выгодном свете очень важно, чтобы выдержать борьбу за молодых и талантливых.Ведь воспитывать надо с детства, и здесь нужно показать ребятам уже в школе, что, кроме смартфона (а он есть уже у всех), есть еще индустрия реальных вещей. И она не менее интересная (а возможно, и более), чем цифровые коды.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
13 февраля выставка «Беларусь интеллектуальная» отправится в Гомель. За два месяца организаторы экспозиции рассчитывают объехать все областные центры. Кстати, на выставке в регионах будут представлены отдельным сектором достижения конкретной области.