Музыка советского кино
30.04.2008
Группа «ДетиДетей» за небывало короткий срок достигла удивительного прогресса. Всего после двух лет существования ребята дают аншлаговый концерт в ДК им. Дзержинского, билеты на который полностью распроданы задолго до шоу. В этой связи интересно проанализировать, за счет чего этот успех достигнут.
С моей точки зрения, в русскоязычной популярной музыке, где все ударились, с одной стороны, в сексуальную провокацию (Анна Семенович), с другой — ведут себя подчеркнуто антисексуально (Земфира), оказывается, достаточно много других незатронутых эмоциональных сфер.
Дело в том, что в общественном сознании сохранилась тоска по очень важным вещам. Это то, почему советские люди спивались, когда уезжали на Запад. Их ностальгия была связана с тем, что они променяли на шмотки нормальные, по–человечески открытые отношения. Когда люди бескорыстно помогали друг другу и не было таких уродливых, абсолютно «не наших» понятий, как «неудачник», потому что прежде всего был важен человек. И дружба, и совесть оказывались понятиями чрезвычайно значимыми. В этом проявлялся советский подростковый максимализм взрослых людей.
Группа «ДетиДетей» выбрала одну из самых сложных и требующую максимальной самоотдачи и актерского отречения задач — передать внутренний мир советского ребенка–подростка.
Это, как кажется, тот эмоциональный ряд, в котором созданы все 18 песен этого альбома. Таких, что вставь в любой советский кинофильм, и они будут смотреться там вполне органично — аллюзия на «Крылатые качели» в одной из песен в этой связи видится далеко не случайной. То есть их музыка основана на яркой, запоминающейся мелодии и прекрасно передает настроение лирической героини.
Вот тут–то и возникают понятные сомнения иного рода.
Конечно, наивность наших героев автоматически подразумевается. Но как только поверишь в их наивность, в то, что они такие милые и симпатичные, вспоминаешь, что они все — профессиональные актеры. (Анна Хитрик исполняет сразу три роли в амбициозном проекте «Войцек» и, по словам театралов, демонстрирует мастерство перевоплощения на сцене.) Даже разнообразие вокальных фактур, которыми в совершенстве владеет солистка группы, наводит на некоторые размышления. В ее исполнении вполне органично звучат и надрывные, душещипательные баллады («Клевер», «Трудная»), и композиции, выдержанные в народном ключе («Горевала»), и веселые, вполне «детские» песни (великолепно исполненная «Лужастая»).
Потом зайдешь на сайт артистов, оформленный с нарочитыми опечатками, вспоминаешь о названии группы, и не отпускает чувство несколько неестественной стилизованности происходящего. Взрослые ведь уже люди, а переживания и мироощущение у них, как у подростка, который не хочет становиться взрослым.
Но в какой–то момент перевешивает нечто другое. Именно что «нечто», поскольку относится это, скорее, к области человеческой интуиции, а не конкретных понятий. То, в чем, несмотря на вышесказанное, и состоит основа успеха группы.
У великого театрального педагога Михаила Чехова есть интересные слова о том, что он может помочь в овладении актерским ремеслом, но до определенного момента. Этот момент, находящийся поверх мастерства, называется излучением актера. Заключается он в том, что сквозь технику проступают человеческие качества. И если человек скверный, то он это не скроет никакими актерскими ухищрениями. Так вот, здесь присутствует подспудное ощущение, что альбом сделан прежде всего очень хорошими людьми, поскольку вся музыка пронизана изнутри (странное для меня выражение) положительной энергетикой.
Недавно я разговорился со знакомым звукорежиссером, который работал над дебютным альбомом группы. Он вспоминал: «Это просто ужас, что было. Уже ночь, все спят, все вырубились просто — никто не может работать. А она все стоит у микрофона и поет, поет».
Вот вам и весь секрет.