Музыка и театр: как делили «Апельсин»
12.12.2007
Театр всерьез взялся за музыку. К такому выводу я прихожу, анализируя новую волну музыкальных групп.
После того как в Минске в конце прошлой недели прошел «фэст» искренней музыки под названием «Апельсин», в еще не написанной большой энциклопедии белорусской музыки раздел об «альтернативщиках» можно смело начинать со следующего предложения: «Родоначальником новых актуальных направлений в Беларуси стал театр...» Присмотримся к быстро набирающей обороты альтернативе повнимательнее.
Организатором «фэста» выступила компания «ПАН–студия» (продюсирование актуальных направлений). Ее возглавляют не прожженные белорусские промоутеры, не фанаты клубной культуры, а два театрала: режиссер Дмитрий Солодуха и актер Александр Островский. Ведущий «фэста» объявляет первую группу: «Нагуаль». Участники психо–фольк–коллектива — из околотеатральной тусовки. Их репетиционная точка находится в здании Театра юного зрителя. Лидер бэнда Леонид Павленок написал музыку к нескольким спектаклям, одна из последних его работ — саундтрек к клоунаде «Лунатики» (Современный художественный театр). У фронтмена группы «Фляус и Кляин» Сергея сына Александра (так артист себя зовет) театрального образования нет, но зато в этом человеке много–много энергии. В его биографии, должно быть, написано следующее: в школе был плохим учеником, в 14 ему подарили гитару, в 16 он попросту спятил и с тех пор творит на сцене нечто неописуемое. Профессиональные театралы отмечают, что сценический перфоманс «фляусов» ничем не хуже других театральных и околотеатральных групп. Это вам не «J:Mopc», где парни просто выходят и поют хорошую музыку. Здесь хорошая музыка сопровождается то чемоданами, то зонтами. Пока один играет на бас–гитаре, второй на этой же сцене играет спектакль одного актера... Участники белорусскоязычного «гурта» «Рэха» в основном художники. Но если рассуждать на тему ближе они к музыке или к театру, скорее, выиграет второе: кто, по–вашему, рисует для спектаклей декорации? Есть еще такой любопытный факт: фронтмен «Рэха» афробелорус Андрей Такинданг — двоюродный брат актера Купаловского театра Романа Подаляки. На кларнете в «Маланка Оркестра» играет Игорь Петров — актер Купаловского театра. Анастасия Шпаковская — одна из самых востребованных актрис Русского театра. Три года назад за один день она написала 13 песен. Так началась группа Naka. Если вы хотя бы один раз видели выступление группы «Серебряная свадьба», то не надо даже уточнять, что Светлана Бень окончила Белорусскую академию искусств и в настоящий момент трудится режиссером в театре кукол. Принадлежность к театру здесь тоже очевидна: вычурные костюмы, профессиональная актерская игра музыкантов. Это не шоу, как принято называть яркие выступления в музыке. Это — театр! Аня Хитрик, Дима Есеневич и Миша Зуй — костяк «Детидетей» — актеры Купаловского театра. Вы только вдумайтесь, все эти люди — участники команд лучших представителей современной музыкальной альтернативы!
Поговаривают, что в театре стало скучно и ненасытным творческим натурам не хватает пространства для самовыражения, — наверное, этим можно объяснить смелый и заметный приход театра в музыку. И хорошо. Актеры и их друзья привнесли в музыку игру, сюрреализм, непривычные решения — эти люди видят и слышат ноты не так, как «чистые» музыканты, а по–другому. А их глаза! Вокруг сплошная игра: игра актерская, игра слов, игра на музыкальных инструментах.
Паузы между сменами групп заполнял белорусский театр современной хореографии «D.O.Z.S.K.I». Это не танцы: это целые спектакли. Я не удивлюсь, если основоположники своего театра актриса Ольга Скворцова и хореограф Дмитрий Залесский запоют.
Лишь «Мадера Хард Блюз» не имеет ну совсем никакого отношения к театру — Юрий Михайлов даже не брат хотя бы осветителя театра оперы и балета.
— Изначально мы планировали этот фестиваль провести в два дня, — замечает Дмитрий Солодуха. — Отобрали 20 хороших групп, нашли спонсоров. Но пришлось немного урезать формат мероприятия. В следующем году мы организуем все, как следует, и тогда искренняя музыка дойдет до каждого, кто хочет о ней услышать.
Я на днях заглядывала в академию искусств и слышала, как в актовом зале кто–то громко репетирует. А–а, значит, кажется, будущие актеры уже сколотили новый бэнд. Если задор «ПАН–студии» не пропадет, в следующем году мы обязательно узнаем, как называется эта группа. Откроем для себя и новые имена — на «фэсте» ведь были представлены не все театральные группы, а только лучшие.
Фото Артура ПРУПАСА, "СБ",
После того как в Минске в конце прошлой недели прошел «фэст» искренней музыки под названием «Апельсин», в еще не написанной большой энциклопедии белорусской музыки раздел об «альтернативщиках» можно смело начинать со следующего предложения: «Родоначальником новых актуальных направлений в Беларуси стал театр...» Присмотримся к быстро набирающей обороты альтернативе повнимательнее.
Организатором «фэста» выступила компания «ПАН–студия» (продюсирование актуальных направлений). Ее возглавляют не прожженные белорусские промоутеры, не фанаты клубной культуры, а два театрала: режиссер Дмитрий Солодуха и актер Александр Островский. Ведущий «фэста» объявляет первую группу: «Нагуаль». Участники психо–фольк–коллектива — из околотеатральной тусовки. Их репетиционная точка находится в здании Театра юного зрителя. Лидер бэнда Леонид Павленок написал музыку к нескольким спектаклям, одна из последних его работ — саундтрек к клоунаде «Лунатики» (Современный художественный театр). У фронтмена группы «Фляус и Кляин» Сергея сына Александра (так артист себя зовет) театрального образования нет, но зато в этом человеке много–много энергии. В его биографии, должно быть, написано следующее: в школе был плохим учеником, в 14 ему подарили гитару, в 16 он попросту спятил и с тех пор творит на сцене нечто неописуемое. Профессиональные театралы отмечают, что сценический перфоманс «фляусов» ничем не хуже других театральных и околотеатральных групп. Это вам не «J:Mopc», где парни просто выходят и поют хорошую музыку. Здесь хорошая музыка сопровождается то чемоданами, то зонтами. Пока один играет на бас–гитаре, второй на этой же сцене играет спектакль одного актера... Участники белорусскоязычного «гурта» «Рэха» в основном художники. Но если рассуждать на тему ближе они к музыке или к театру, скорее, выиграет второе: кто, по–вашему, рисует для спектаклей декорации? Есть еще такой любопытный факт: фронтмен «Рэха» афробелорус Андрей Такинданг — двоюродный брат актера Купаловского театра Романа Подаляки. На кларнете в «Маланка Оркестра» играет Игорь Петров — актер Купаловского театра. Анастасия Шпаковская — одна из самых востребованных актрис Русского театра. Три года назад за один день она написала 13 песен. Так началась группа Naka. Если вы хотя бы один раз видели выступление группы «Серебряная свадьба», то не надо даже уточнять, что Светлана Бень окончила Белорусскую академию искусств и в настоящий момент трудится режиссером в театре кукол. Принадлежность к театру здесь тоже очевидна: вычурные костюмы, профессиональная актерская игра музыкантов. Это не шоу, как принято называть яркие выступления в музыке. Это — театр! Аня Хитрик, Дима Есеневич и Миша Зуй — костяк «Детидетей» — актеры Купаловского театра. Вы только вдумайтесь, все эти люди — участники команд лучших представителей современной музыкальной альтернативы!
Поговаривают, что в театре стало скучно и ненасытным творческим натурам не хватает пространства для самовыражения, — наверное, этим можно объяснить смелый и заметный приход театра в музыку. И хорошо. Актеры и их друзья привнесли в музыку игру, сюрреализм, непривычные решения — эти люди видят и слышат ноты не так, как «чистые» музыканты, а по–другому. А их глаза! Вокруг сплошная игра: игра актерская, игра слов, игра на музыкальных инструментах.
Паузы между сменами групп заполнял белорусский театр современной хореографии «D.O.Z.S.K.I». Это не танцы: это целые спектакли. Я не удивлюсь, если основоположники своего театра актриса Ольга Скворцова и хореограф Дмитрий Залесский запоют.
Лишь «Мадера Хард Блюз» не имеет ну совсем никакого отношения к театру — Юрий Михайлов даже не брат хотя бы осветителя театра оперы и балета.
— Изначально мы планировали этот фестиваль провести в два дня, — замечает Дмитрий Солодуха. — Отобрали 20 хороших групп, нашли спонсоров. Но пришлось немного урезать формат мероприятия. В следующем году мы организуем все, как следует, и тогда искренняя музыка дойдет до каждого, кто хочет о ней услышать.
Я на днях заглядывала в академию искусств и слышала, как в актовом зале кто–то громко репетирует. А–а, значит, кажется, будущие актеры уже сколотили новый бэнд. Если задор «ПАН–студии» не пропадет, в следующем году мы обязательно узнаем, как называется эта группа. Откроем для себя и новые имена — на «фэсте» ведь были представлены не все театральные группы, а только лучшие.
Фото Артура ПРУПАСА, "СБ",