Посмотрели, как на мусороперерабатывающем заводе под Минском из отходов извлекают ценные ресурсы
14.04.2022 14:36:00
Многие виды отходов – источник вторичных материальных ресурсов, пригодных для переработки. К примеру, зачем рубить лес, если можно изготовить бумагу из макулатуры, а новенькие бутылки для напитков произвести из стеклобоя? Корреспонденты «Знаменки» побывали на мусороперерабатывающем сортировочном заводе под Минском и выяснили, как из отходов извлекают ценные ресурсы и какую выгоду это приносит государству. Спойлер: в качестве побочного эффекта после визита на предприятие есть вероятность случайно избавиться от привычки пользоваться бесплатными пакетами.
1. Отходы выгружаются в приемном отделении, где их предварительно сортируют.
2. Содержимое мусорных пакетов вскрывает пакеторазрыватель.
3. Сортировщики вручную отбирают из отходов вторичные материальные ресурсы.
4. В конце цикла отобранные ВМР попадают в специальные сетчатые емкости.
5. Подготовленное сырье поступает на предприятия для дальнейшей переработки.
Обнаружить место расположения завода не так уж и трудно: ориентир – полигон «Тростенецкий», возвышающийся вдоль автомагистрали, дополнительной опознавательной приметой служит вереница мусоровозов, ежедневно заезжающих сюда с восьми утра до восьми вечера. Вопреки ожиданиям в воздухе едва уловим характерный запах, а вокруг – чистота и порядок. Мы точно приехали на завод, где сортируются отходы? Второй раз наши ожидания расходятся с реальностью, когда на экскурсию по предприятию отправляемся не в спецодежде, а в повседневной.
С тем, как устроен завод и технологический процесс на нем, нас знакомит начальник производства УП «Спецкоммунавтотранс» Алексей Тарарук. Отправной точкой нашего маршрута становится весовая: въезжая на территорию завода и покидая ее, мусоровоз делает остановку для взвешивания. Разница между брутто и нетто – это именно то количество твердых коммунальных отходов, которые он привез, объясняет Алексей Тарарук:
– Все эти сведения фиксируются в единой базе данных и позволяют оценить, сколько мусора мы перерабатываем (в сутки, кстати, выходит около 120 тонн). Ведь бесконтрольно ввозить неограниченное количество ТКО просто нереально.
Практически весь процесс автоматизирован: весовщику Светлане Булде остается только вручную внести в компьютерную программу некоторые данные и заполнить путевой лист водителя, пока авто разгружается. В среднем каждый мусоровоз привозит до 4–5 тонн ТКО, рассказывает Светлана:
– Но бывали случаи, когда эта цифра достигала и восьми тонн.
Прибор контроля, улавливающий гамма-излучение, определит, есть ли среди мусора радиоактивные вещества или предметы с повышенным радиационным фоном. Если нечто подобное обнаружится, сработает звуковой сигнал. Впрочем, таких случаев за всю историю работы объекта пока не отмечалось.
Отходы выгружаются в приемном отделении, где их предварительно сортируют: рабочие сразу отбирают крупногабаритный строительный мусор, камни, ветошь и автомобильные шины, чтобы не повредить оборудование. А вот содержимое мусорных пакетов вскрывает пакеторазрыватель. Подготовленное сырье поднимается по ленте, где проходит несколько этапов очистки и отбора вторичных материальных ресурсов по видам: макулатура, полиэтиленовая пленка высокого и низкого давления, ПЭТ-бутылки, алюминиевые и жестяные банки, картон.
На сортировочной линии отходы попадают в грохот – аппарат, напоминающий центрифугу в стиральной машине: через отверстия размером 70 миллиметров удаляются мелкие частицы органики, затем эта масса прессуется и вывозится на полигон для захоронения. Оставшиеся в грохоте отходы попадают по конвейеру в руки сортировщиков, которые отбирают вторичные материальные ресурсы. Каждый работник отвечает за конкретный вид ВМР: кто-то выделяет из общей массы ПЭТ-бутылки (причем в один накопитель сбрасывает молочные, в другой – от порошков и моющих средств), кто-то – пленку, кто-то – картон. Если в бутылке осталась жидкость, ее категорически запрещено вскрывать и опорожнять – мало ли что за содержимое в ней может оказаться, поясняет Алексей Тарарук:
– Однажды обнаружили набор юного химика, а в нем склянку с ртутью. Находку передали МЧС. Представьте, что было бы, если кто-то из рабочих вылил содержимое той бутылки!
В конце цикла отобранные ВМР попадают в специальные сетчатые емкости, прессуются и упаковываются. В таком виде подготовленное сырье поступает на предприятия для дальнейшей переработки.
Доля извлечения вторичных материальных ресурсов из твердых коммунальных отходов составляет около 15–16 процентов, приводит данные начальник производства:
– Наибольший удельный вес в этой массе занимают ПЭТ-бутылки – наиболее выгодное вторсырье: тара хоть и легкая, но дает большие объемы даже в спрессованном виде. Раньше отбирали только белые бутылки, потом стали разделять по цвету: коричневые, зеленые и синие. Это тоже востребовано у переработчиков и дает нам дополнительный доход.
Вы спросите: зачем же сортировать мусор по раздельным контейнерам, если содержимое разных баков вывозит одна машина, а затем все оно смешивается на сортировочной линии? На это Алексей Тарарук отвечает:
– Если бы люди собирали мусор раздельно по правилам, так, как это нужно делать, это значительно облегчило бы нам задачу. Но загляните когда-нибудь ради эксперимента в мусорный контейнер: среди ВМР встречаются и другие виды отходов. Бережно собранные и отсортированные отходы никогда не окажутся на свалке, а станут ценным ресурсом для бизнеса.
derzhanovich@sb.by
1. Отходы выгружаются в приемном отделении, где их предварительно сортируют.
2. Содержимое мусорных пакетов вскрывает пакеторазрыватель.
3. Сортировщики вручную отбирают из отходов вторичные материальные ресурсы.
4. В конце цикла отобранные ВМР попадают в специальные сетчатые емкости.
5. Подготовленное сырье поступает на предприятия для дальнейшей переработки.
Обнаружить место расположения завода не так уж и трудно: ориентир – полигон «Тростенецкий», возвышающийся вдоль автомагистрали, дополнительной опознавательной приметой служит вереница мусоровозов, ежедневно заезжающих сюда с восьми утра до восьми вечера. Вопреки ожиданиям в воздухе едва уловим характерный запах, а вокруг – чистота и порядок. Мы точно приехали на завод, где сортируются отходы? Второй раз наши ожидания расходятся с реальностью, когда на экскурсию по предприятию отправляемся не в спецодежде, а в повседневной.
С тем, как устроен завод и технологический процесс на нем, нас знакомит начальник производства УП «Спецкоммунавтотранс» Алексей Тарарук. Отправной точкой нашего маршрута становится весовая: въезжая на территорию завода и покидая ее, мусоровоз делает остановку для взвешивания. Разница между брутто и нетто – это именно то количество твердых коммунальных отходов, которые он привез, объясняет Алексей Тарарук:
– Все эти сведения фиксируются в единой базе данных и позволяют оценить, сколько мусора мы перерабатываем (в сутки, кстати, выходит около 120 тонн). Ведь бесконтрольно ввозить неограниченное количество ТКО просто нереально.
Практически весь процесс автоматизирован: весовщику Светлане Булде остается только вручную внести в компьютерную программу некоторые данные и заполнить путевой лист водителя, пока авто разгружается. В среднем каждый мусоровоз привозит до 4–5 тонн ТКО, рассказывает Светлана:
– Но бывали случаи, когда эта цифра достигала и восьми тонн.
Прибор контроля, улавливающий гамма-излучение, определит, есть ли среди мусора радиоактивные вещества или предметы с повышенным радиационным фоном. Если нечто подобное обнаружится, сработает звуковой сигнал. Впрочем, таких случаев за всю историю работы объекта пока не отмечалось.
Отходы выгружаются в приемном отделении, где их предварительно сортируют: рабочие сразу отбирают крупногабаритный строительный мусор, камни, ветошь и автомобильные шины, чтобы не повредить оборудование. А вот содержимое мусорных пакетов вскрывает пакеторазрыватель. Подготовленное сырье поднимается по ленте, где проходит несколько этапов очистки и отбора вторичных материальных ресурсов по видам: макулатура, полиэтиленовая пленка высокого и низкого давления, ПЭТ-бутылки, алюминиевые и жестяные банки, картон.
На сортировочной линии отходы попадают в грохот – аппарат, напоминающий центрифугу в стиральной машине: через отверстия размером 70 миллиметров удаляются мелкие частицы органики, затем эта масса прессуется и вывозится на полигон для захоронения. Оставшиеся в грохоте отходы попадают по конвейеру в руки сортировщиков, которые отбирают вторичные материальные ресурсы. Каждый работник отвечает за конкретный вид ВМР: кто-то выделяет из общей массы ПЭТ-бутылки (причем в один накопитель сбрасывает молочные, в другой – от порошков и моющих средств), кто-то – пленку, кто-то – картон. Если в бутылке осталась жидкость, ее категорически запрещено вскрывать и опорожнять – мало ли что за содержимое в ней может оказаться, поясняет Алексей Тарарук:
– Однажды обнаружили набор юного химика, а в нем склянку с ртутью. Находку передали МЧС. Представьте, что было бы, если кто-то из рабочих вылил содержимое той бутылки!
В конце цикла отобранные ВМР попадают в специальные сетчатые емкости, прессуются и упаковываются. В таком виде подготовленное сырье поступает на предприятия для дальнейшей переработки.
Доля извлечения вторичных материальных ресурсов из твердых коммунальных отходов составляет около 15–16 процентов, приводит данные начальник производства:
– Наибольший удельный вес в этой массе занимают ПЭТ-бутылки – наиболее выгодное вторсырье: тара хоть и легкая, но дает большие объемы даже в спрессованном виде. Раньше отбирали только белые бутылки, потом стали разделять по цвету: коричневые, зеленые и синие. Это тоже востребовано у переработчиков и дает нам дополнительный доход.
Вы спросите: зачем же сортировать мусор по раздельным контейнерам, если содержимое разных баков вывозит одна машина, а затем все оно смешивается на сортировочной линии? На это Алексей Тарарук отвечает:
– Если бы люди собирали мусор раздельно по правилам, так, как это нужно делать, это значительно облегчило бы нам задачу. Но загляните когда-нибудь ради эксперимента в мусорный контейнер: среди ВМР встречаются и другие виды отходов. Бережно собранные и отсортированные отходы никогда не окажутся на свалке, а станут ценным ресурсом для бизнеса.
derzhanovich@sb.by