Москва — Бегомль: воздушный мост 1943 года
25.06.2010
До войны аэродром, строившийся у самой границы с Западной Белоруссией, использовать в боевых целях не успели. Во время оккупации крестьяне пасли на нем скот, а когда партизаны прогнали немцев и полицаев из поселка и окрестностей, с марта 1943–го практически каждую ночь на ровную площадку, окруженную со всех сторон лесом, приземлялись грузовые самолеты.
Чтобы перевезти больше груза, двухмоторные «Дугласы» брали на буксир фанерные планеры, которые перед самым аэродромом отцеплялись и садились самостоятельно. Сделать это было нелегко. Некоторые из планеристов, к сожалению, разбились. Отважным летчикам не раз приходилось вступать в воздушный бой с истребителями люфтваффе. Один из самолетов, на котором за линию фронта собирались переправить наградные документы на наиболее отличившихся партизан, был сбит. Документы пропали. Однако как бы то ни было, а только за 2 недели марта 1943 года во время операции «Воздушный мост» было совершено 96 боевых вылетов. Из них 85 — успешно. Перевезено 50 тонн грузов и высажено в тыл врага более 100 человек. Среди них десантники–диверсанты, военные корреспонденты и кинооператоры, даже руководители партизанского движения Литвы.
В 1989 году совет ветеранов партизанской бригады «Железняк» и бывший начальник ее штаба Леонид Бирюков обратились в Министерство обороны СССР с просьбой установить в Бегомле самолет, чтобы увековечить память о партизанском аэродроме. Так как «Дугласы» к тому времени уже не эксплуатировались, в Воркуте нашли более современный, построенный на их основе Ил–14 и перегнали его в Беларусь.
— Когда в 1991–м его тащили во двор музея, весь поселок вышел на улицу! — вспоминает Королевич. — А год назад районные власти приняли решение поставить его на более видном месте у шоссе Минск — Витебск, рядом с автостанцией. Теперь у необычного экспоната не только фотографируются проезжающие мимо автолюбители, но и проходят массовые мероприятия. Например, здесь Бегомлю вручали президентский вымпел «За стойкость и мужество в годы Великой Отечественной войны».
Самолетов Ил–14 на постсоветском пространстве сохранилось очень мало. Более крупные белорусские и российские музеи проявляли интерес к крылатому раритету, но в Бегомле расставаться с ним не намерены.
— Самолет стал символом поселка, — утверждает Королевич. — Увидев его, многие приходят в музей, чтобы больше узнать о необычном экспонате, о партизанском аэродроме, обслуживавшем во время войны более 20 бригад Минской, Вилейской и Витебской областей.
Фото автора.