ВНС может стать универсальным механизмом по балансу ветвей власти
11.01.2022 07:51:15
ВНС может стать универсальным механизмом по балансу ветвей власти и социальным мостом между гражданским обществом и государством
Конституционный диалоговый марафон набирает обороты. Сегодня у граждан наиболее актуальными вопросами являются роль и место в системе государственного управления Всебелорусского народного собрания. В разделе IV глава 31 полностью посвящена ВНС. Рассматривая детально некоторые положения, можно уже сейчас с уверенностью сказать, что проект Конституции именно этим разделом инновационен и традиционен одновременно.
В исторической традиции белорусского народа всегда существовал моральный, нравственно-правовой механизм решения всех насущных и судьбоносных вопросов. Вече или толока — это та универсальная диалоговая площадка, на которой не только шел обмен мнениями жителей, но и принимались принципиальные народные решения. С сожалением надо признать, что в бытность ВКЛ и Речи Посполитой этот народный институт власти стал неудобен и противоречил диктаторским режимам на Западе. В любом случае белорусы не имели права голоса и никогда (в особенности поляками) за людей не считались.
Сегодня представилась уникальная возможность, исходя из принципов исторической памяти и правды, восстановить модернизированный институт народовластия и справедливость. ВНС объявляется высшим органом народовластия в Республике Беларусь, определяющим стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданского согласия (ст. 891). Таким образом, многовековая мечта белорусов сбылась. Более того, кроме лиц от структур власти, что вполне логично, так как опыт и знания — это важный компонент эффективности работы, в него будут избираться представители гражданского общества (ст. 892). Ни в одной стране мира подобного механизма нет. А во многих странах коллективного Запада граждане не имеют права либо не могут избираться в законодательные органы власти. Так, например, в конгрессе США. В бундестаге Германии нет ни одного депутата-врача, ученого, рабочего, художника или режиссера.
Все домыслы относительно дублирования функций ВНС с иными органами власти — это измышления не умеющих читать или не желающих думать. Просто частично функции Президента и Парламента переходят к ВНС. Это утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, социально-экономических программ (к слову сказать, на предыдущих шести ВНС это утверждалось делегатами), заслушивание Премьер-министра, своего рода отчет перед народом, внесение предложений о проведении референдумов.
Запускается механизм гражданского управления в рамках ВНС, что является инновационным управленческим проектом как в области права, так и в сфере социально-гуманитарных исследований. Формируется новая историческая, управленческая и социально-политическая традиция белорусской модели развития государственности.
Также ВНС по предложению Президента принимает решение о направлении военнослужащих и иных лиц за пределы страны для обеспечения коллективной безопасности.
В соответствии со ст. 894 ВНС будет собираться не реже одного раза в год. Исходя из функций ВНС, делегаты станут своего рода защитниками правды и проводниками справедливости — гласом народа. Поэтому ВНС наделяется особыми полномочиями отменять правовые акты и все решения государственных органов и должностных лиц, если они противоречат Конституции. То есть ВНС может стать универсальным механизмом по балансу ветвей власти и социальным мостом между гражданским обществом и государством.
Более того, вся глава 31, посвященная деятельности ВНС, закладывает основы социальных и управленческих лифтов в контексте повышения ответственности и развития новых управленческих и политических компетенций делегатов и кандидатов на различные посты. Удлиняется скамейка кадрового резерва всех уровней. Уверен, уже только из-за этих положений и идей следует поддержать проект Конституции. Конечно, предстоит принять не один законопроект по ВНС, но уже очевидно: обновленный формат ВНС принесет ощутимые перемены в сфере управления, ответственности должностных лиц и эффективности принятия решений. Убежден, они будут поддержаны белорусским обществом.
Беларусь при желании ее граждан может измениться, но начинать надо с себя. Внимательно читать, думать и принимать самостоятельные решения во благо своей страны и каждого из нас. Глава 31 проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь может стать образцом демократии и народовластия в современном мировом сообществе.
Николай ЩЁКИН, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук, доцент.
Конституционный диалоговый марафон набирает обороты. Сегодня у граждан наиболее актуальными вопросами являются роль и место в системе государственного управления Всебелорусского народного собрания. В разделе IV глава 31 полностью посвящена ВНС. Рассматривая детально некоторые положения, можно уже сейчас с уверенностью сказать, что проект Конституции именно этим разделом инновационен и традиционен одновременно.
В исторической традиции белорусского народа всегда существовал моральный, нравственно-правовой механизм решения всех насущных и судьбоносных вопросов. Вече или толока — это та универсальная диалоговая площадка, на которой не только шел обмен мнениями жителей, но и принимались принципиальные народные решения. С сожалением надо признать, что в бытность ВКЛ и Речи Посполитой этот народный институт власти стал неудобен и противоречил диктаторским режимам на Западе. В любом случае белорусы не имели права голоса и никогда (в особенности поляками) за людей не считались.
Сегодня представилась уникальная возможность, исходя из принципов исторической памяти и правды, восстановить модернизированный институт народовластия и справедливость. ВНС объявляется высшим органом народовластия в Республике Беларусь, определяющим стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающим незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданского согласия (ст. 891). Таким образом, многовековая мечта белорусов сбылась. Более того, кроме лиц от структур власти, что вполне логично, так как опыт и знания — это важный компонент эффективности работы, в него будут избираться представители гражданского общества (ст. 892). Ни в одной стране мира подобного механизма нет. А во многих странах коллективного Запада граждане не имеют права либо не могут избираться в законодательные органы власти. Так, например, в конгрессе США. В бундестаге Германии нет ни одного депутата-врача, ученого, рабочего, художника или режиссера.
Все домыслы относительно дублирования функций ВНС с иными органами власти — это измышления не умеющих читать или не желающих думать. Просто частично функции Президента и Парламента переходят к ВНС. Это утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, социально-экономических программ (к слову сказать, на предыдущих шести ВНС это утверждалось делегатами), заслушивание Премьер-министра, своего рода отчет перед народом, внесение предложений о проведении референдумов.
Запускается механизм гражданского управления в рамках ВНС, что является инновационным управленческим проектом как в области права, так и в сфере социально-гуманитарных исследований. Формируется новая историческая, управленческая и социально-политическая традиция белорусской модели развития государственности.
Также ВНС по предложению Президента принимает решение о направлении военнослужащих и иных лиц за пределы страны для обеспечения коллективной безопасности.
В соответствии со ст. 894 ВНС будет собираться не реже одного раза в год. Исходя из функций ВНС, делегаты станут своего рода защитниками правды и проводниками справедливости — гласом народа. Поэтому ВНС наделяется особыми полномочиями отменять правовые акты и все решения государственных органов и должностных лиц, если они противоречат Конституции. То есть ВНС может стать универсальным механизмом по балансу ветвей власти и социальным мостом между гражданским обществом и государством.
Более того, вся глава 31, посвященная деятельности ВНС, закладывает основы социальных и управленческих лифтов в контексте повышения ответственности и развития новых управленческих и политических компетенций делегатов и кандидатов на различные посты. Удлиняется скамейка кадрового резерва всех уровней. Уверен, уже только из-за этих положений и идей следует поддержать проект Конституции. Конечно, предстоит принять не один законопроект по ВНС, но уже очевидно: обновленный формат ВНС принесет ощутимые перемены в сфере управления, ответственности должностных лиц и эффективности принятия решений. Убежден, они будут поддержаны белорусским обществом.
Беларусь при желании ее граждан может измениться, но начинать надо с себя. Внимательно читать, думать и принимать самостоятельные решения во благо своей страны и каждого из нас. Глава 31 проекта изменений и дополнений Конституции Республики Беларусь может стать образцом демократии и народовластия в современном мировом сообществе.
Николай ЩЁКИН, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук, доцент.
Координация работ по сбору и обобщению откликов граждан по проекту изменений и дополнений Конституции, вынесенному для всенародного обсуждения, проводится Национальным центром правовой информации. Предложения будут приниматься любыми государственными органами нашей страны: Администрацией Президента, Правительством, Парламентом, облисполкомами.
Мнения граждан по проекту изменений и дополнений Конституции, а также возможные предложения направляются в Национальный центр правовой информации:
• по электронной почте sbor@ncpi.gov.by;
• посредством заполнения электронной формы, находящейся на Национальном правовом интернет-портале по адресу https://sbor.pravo.by/;
• в письменном виде по адресу: 220030, г. Минск, ул. Берсона, 1а, НЦПИ, с пометкой «Конституция».
Внести предложения по изменениям и дополнениям Конституции можно и через общественные приемные Республиканского общественного объединения «Белая Русь», активизировавшие свою работу с конца 2021 года.
В работе этих общественных приемных принимают активное участие Белорусский союз женщин и Белорусское общественное объединение ветеранов.
Также работает единая республиканская горячая линия РОО «Белая Русь» — по будням с 10:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00 по телефонам: (8-017) 374-19-48, 392-67-32.