Монмартр с белорусским акцентом
04.10.2012
Одно из открытий - творчество художника Осипа Любича. Он родился в Гродно, в 1920 году после окончания Одесского художественного училища уехал в Берлин. Конечно, заработать молодому художнику своей профессией сразу трудно - пришлось подрабатывать статистом, играть на скрипке в кинотеатрах. В 1923 году Любич оказался в Париже. Сегодня его полотна хранятся во многих музеях и частных коллекциях мира, а в Беларуси работы выставляются впервые. По такому случаю из Парижа в Минск приехала дочь Осипа Любича и французской художницы Сюзанны Бульдуар - Дина Осиповна Любич. Гостья посетила Гродно, затем мы встретились с ней на минской экспозиции. Дина Осиповна сразу сказала, что хочет сфотографироваться возле картины своего отца, изображающей театральную ложу. Осип Любич вообще очень любил рисовать полупризрачный, мистический мир закулисья - театрального, циркового... На другой картине художник изобразил себя с моделью в пестром наряде Арлекина - Дина Осиповна сказала, что помнит этот наряд и примеряла его...
От Гродно до Монпарнаса
- Вы раньше бывали на родине отца? Он рассказывал о времени, прожитом в Беларуси?
- А как ваш отец познакомился с вашей матерью?
- А вас не пытались приобщить к семейной профессии?
- Папа не хотел, чтобы я стала художницей. Говорил, что это очень тяжелая профессия, зарабатывать ею трудно. Он знал это на своем опыте.
- Но ведь ему удалось зарабатывать искусством?
- Да, но не сразу. В 1923 году его пригласили из Берлина оформить кабаре на Монмартре. В Париже папа познакомился со знаменитым скульптором Бурделем, тот свел отца с другими людьми искусства. Отец начал участвовать в выставках, появился круг знакомых музыкантов, артистов. Сначала, конечно, и в Париже было трудно - папа оформлял интерьеры квартир, рисовал декорации для театральных спектаклей.
В шаге от Освенцима
- Как прошла поездка в Гродно? Удалось ли вам найти что-то об истории семьи?
- Я обратилась к местным архивистам, чтобы разыскали, где жила семья Любичей. Отец собирался рассказать подробнее, когда я буду старше... Так и не рассказал. Знаю только, что дом стоял где-то возле старого замка. У отца были сестра Дина и брат Даниэль, они уехали в Америку, в Филадельфию, о них тоже ничего не знаю. Может быть, были и другие родственники, которые погибли во время Холокоста. Что поделать - такой был характер у отца, замкнутый. Он любил творить в тишине, не терпел зрителей. При этом, когда писал на пленэре, ему нравилось, когда его окружали дети, что-то спрашивали, кричали: "Ой, как похоже!" Отец вспоминал, как ему было трудно рисовать, когда он учился в Одессе, потому что почти не оставался один.
- Как вашему отцу удалось выжить во время войны?
- Когда Париж захватили нацисты, был издан приказ, чтобы все евреи прошли регистрацию. Отец отказался, не пошел. Он знал, что его ждет. Мама мне потом рассказала, что он помогал Сопротивлению. В своей мастерской принимал знакомых евреев, с нашитыми на одежду желтыми звездами. Тогда сосед, который хотел заполучить себе папину мастерскую, догадался, что отец мой, наверное, еврей, раз друзья у него евреи. Ведь фамилия Любич в Париже не воспринималась как еврейская, скорее как югославская. В 1944 году сосед донес гестапо, и те пришли за папой в мастерскую. Отец успел взять с собой кисти и бумагу, потому что был уверен, что назад не вернется. Его привезли в транзитный лагерь Дранси. Там было много евреев, но находились и пленные других национальностей. Из этого лагеря отправляли эшелоны в Освенцим. И отец много рисовал там, конечно, тайно, потому что это было запрещено. К счастью, через три месяца союзники лагерь освободили. Так отцу удалось уцелеть. А через несколько лет он подарил рисунки, сделанные в лагере, мемориальному комплексу в Иерусалиме Яд-Вашем. Кое-что из тех рисунков мама подарила Вашингтонскому музею. Несколько работ осталось у меня. Одна гуашь "лагерной серии" висит у меня на стене, пока не решила ее судьбу.
За кулисами цирка
- А где вообще находятся картины вашего отца?
- Часть висит в мастерской. Работы в разной технике - масло, гуашь, рисунки, гравюра, скульптура, коллажи. Есть картины отца в Парижском музее современного искусства, в частных коллекциях, в Нью-Йорке, в Швейцарии, Германии. Жаль, что белорусский музей не имеет ни одной картины. Отец был бы рад знать, что его работы видели в Беларуси.
- Судя по картинам, ваш отец увлекался цирком и театром.
- Да, цирк - это была его любимая тема. Там он нашел особую атмосферу меланхолии, ностальгии. Для него это была настоящая жизнь. Особое освещение, шум, запах... Обезьяны, клоуны... Папа часто водил меня туда, и я тоже обожаю цирк и мюзик-холл. Особенно мы любили маленькие бродячие труппы, которые выступали во дворах, на улицах. Но не сказала бы, что у нас богемная семья. Отец был серьезным человеком, нетусовочным. Хотя хорошо играл на разных инструментах. Когда был маленьким и начинал рисовать, даже выбирал между музыкой и живописью. Живопись победила. Но дома до сих пор хранятся кларнет отца, его скрипка. А вообще, он мечтал иметь свой дом за городом, козу и осла.
- А какие книги любил читать?
- Гоголя. Пушкина тоже, но особенно Гоголя.
- Осип Любич уехал вскоре после революции. Как он относился к советской власти?
- Папа был левых взглядов. Впрочем, как и все парижские художники того времени. Был большой патриот далекой родины. Когда Гагарин полетел в космос, так радовался! Отец хорошо говорил по-русски, меня научил. Рассказывал, как в детстве часто помогал крестьянам читать письма, писал что-то по их просьбе.
- Вам понравилась эта выставка?
- Да, я получила позитивный шок. Для меня все случилось очень неожиданно - приглашение в Беларусь, новость, что картины отца здесь выставляют. Я работаю в Сорбоннском университете библиотекарем. Раньше была в отделе русского языка, сейчас в отделе философии, еще отвечаю за закупки видеоматериалов. Параллельно с этой работой занимаюсь коллажем.
- То есть вы все же стали художницей, вопреки воле отца?
- Папа всегда говорил, что я способная, но чуть-чуть лентяйка. Сейчас наверстываю то, что не сделала раньше. Коллажи я делаю из бумаги, специально обработанной, в сочетании с масляной живописью. Были выставки, картины мои покупают. Я бы и хотела профессионально заниматься искусством, но пока не чувствую себя профессионалом. Впрочем, люди, которые покупают мои картины, считают меня художницей.
Факты
Осип Любич родился в 1896 году в Гродно в семье кузнеца.
В 1934 году художник публикует альбом "Цирк", состоящий из 10 офортов, вместо предисловия к альбому поэт Жорж Руоль написал поэму.
Союзники освободили концлагерь в Дранси, где был Осип Любич, 17 августа 1944 года, на следующий день после отправки последнего эшелона в лагерь смерти Освенцим.
Справка "СБ"
Термин "Парижская школа" придумал французский искусствовед Андре Варно. Так называли группу художников, работавших в Париже в первые десятилетия ХХ столетия в стиле постимпрессионизма, кубизма и фовизма, среди них и французские художники, и иностранные: Пьер Боннар, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни. Треть Парижской школы - уроженцы Беларуси.