Завтра православные отмечают Вербное воскресенье, или Вход Господень в Иерусалим — один из важнейших праздников для христиан, его дата — за неделю до Пасхи. Церковь в этот день вспоминает торжественное прибытие Иисуса Христа в Святой град верхом на осле, а люди приносят в дом пушистые веточки вербы как символ весны, обновления и внутреннего пробуждения. Обновление и возрождение фактически произошло и в церкви великомученицы Параскевы Пятницы в агрогородке Ореховно Ушачского района. Уже более 200 лет это старейший из действующих храмов района. Его посещают не только местные, но и множество прихожан из окрестностей, а настоятель протоиерей Вячеслав Лобец проводит масштабную работу по ремонту и благоустройству. В свое время этот трудолюбивый батюшка из знаменитой столинской деревни Рубель с нуля занимался возведением храма в честь святых мучениц Минодоры, Нимфодоры, Митродоры в райцентре. Сейчас храм стал украшением Ушачей, а отец Вячеслав встречает прихожан в Ореховно. Также он служит в храме Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Дубровке и в храме-часовне святителя Николая Чудотворца в деревне Вашково.

Возле здания церкви работает техника, также сортируют строительные материалы. В марте во время акций «Белая Русь» украшает Беларусь» и «Белая Русь» — за возрождение культурного и исторического наследия», а также в рамках реализации программы сотрудничества с Белорусской православной церковью Ушачская районная организация РОО «Белая Русь» оказала спонсорскую помощь на закупку стройматериалов для ремонта этого храма. Кроме того, рядом строится небольшое здание воскресной школы, поясняет отец Вячеслав.
Первое упоминание об Ореховно приходится на 1583 год, времена Речи Посполитой. Имением в местечке владели аристократы Корсаки, Сушинские и Рипинские. Представители рода Гребницких, Антон и Ядвига, внесли самый значимый вклад в развитие христианства на этих землях.
— Об истории нашего храма известно немного, — продолжает он. — В 1819 году Николай Гребницкий построил в селе Ореховно униатскую церковь. После воссоединения униатов с православной церковью она стала православной. В 1884-м на месте старой возвели новую в честь святой Параскевы Пятницы в стиле позднего классицизма.
К сожалению, в советское время здание отдали под колхозный склад. Свои двери прихожанам церковь вновь открыла лишь в 1993 году. Причем состояние здания оставляло желать лучшего, да и постоянного священника здесь в то время не было.
— Храм был настолько запущенный, что иногда во время службы сквозь прохудившуюся крышу на нас падал снег, текла вода, — вспоминает местная жительница Любовь Паранич.
Сегодня приходит в храм и молодежь. Отец Вячеслав часто встречается с детьми, в том числе Вилюшинской и Ореховской школ. Летом посещает детский лагерь в Туросполье, на Илью крестит там детей, если родители согласны. Главный его наказ: «Творите хорошие дела, не ругайтесь и старайтесь, чтобы не ругали вас». Для школьников ежемесячно проводят экскурсии и беседы о вере. В Viber организовали храмовую группу, где делятся полезной информацией.

Знакомлюсь с юной прихожанкой Миланой Исаевой из Ореховно, ее мама растит шестерых детей, Милана — третья. Отец погиб три года назад.
— Обычно мама приходит в церковь по праздникам, а мы с сестрами и братьями — когда хотим, — рассказывает Милана. — Родители научили, что надо верить в Бога. Я пела в хоре, помогала на службе в Ушачах, посещала там воскресную школу. Сейчас молимся в Ореховно.
Святая Параскева, в честь которой названа церковь в агрогородке, у православных христиан пользуется особой любовью. Ее считали покровительницей полей и скота. В день ее памяти православные приносили в храм плоды для освящения. Великомученица Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия.

Три года назад настоятелем в Ореховно назначили протоиерея Вячеслава. И за короткое время под его руководством церковь полностью обновили: перекрыта крыша, установлены новые купола, от калитки уложена дорожка, построено широкое крыльцо.
— В прошлом году смонтирован и покрыт плиткой пол с подогревом, — перечисляет бывшая учительница Татьяна Галинская. — Поменяли иконостас и перенесли клирос, где поет хор. В этом году будем строить новый забор. Все мы дружно церковной семьей работали, и сейчас радует, что храм преображается, так как он важен для многих людей. Приезжают прихожане из агрогородков Глыбочка и Сорочино, деревень Слобода, Паулье, Веркуды, Граденец...

Отец Вячеслав говорит, что в жизни ему часто приходится просить. Организации помогают строительными материалами, в первую очередь это сельхозпредприятия района «Софийские дары», «Великодолецкое», «Деменец», «Ильюшинский». Не остается в стороне Ушачский лесхоз. Есть и жертвователи: Сергей Фомин, Николай Бобоедов, Валентина Пятница, Василий и Галина Винники, Олег и Алексей Козовые. Владимир Коноплев выделил средства на иконостас, Валентин Щербаков — на шкафы и скамейки.
Но прихожане добавляют, что батюшка с матушкой слишком скромны и они действительно много делают сами. Оба из Столинского района. Деревня Рубель, в которой родился и вырос отец Вячеслав, дала миру более 300 священников.
— Меня привела к Богу бабушка Фекла, — вспоминает он. — Именно она брала с собой в храм по большим праздникам, на Пасху и Рождество. У нас на Полесье, несмотря на запреты в советское время, православные традиции поддерживали. К примеру, во время Великого поста музыку или телевизор не включали в день выноса плащаницы, мать забирала у нас кассеты для магнитофона.
— А нам родители не разрешали смотреть «Утреннюю почту» по воскресеньям, ведь в это время шло богослужение в храме, — подключается к разговору жена священника, матушка Любовь Ивановна. — Когда мы переехали, хоть и сложно было, но всегда считали, что храмы должны быть открыты. Поднимать тяжело: в первые месяцы после переезда в Ушачи на службу приходило всего несколько человек. Сейчас иначе.
Сам будущий священник в молодости собирался поступать в семинарию в Жировичах, однако сложилось так, что его рукоположили в Перми в 1993 году. Служил в разных храмах Коми-Пермяцкого автономного округа 13 лет. Семья растила двух сыновей.
— Затем по промыслу Господню перебрались сюда, — вспоминает как-то по-особенному просто батюшка. — Где бы мы ни служили, нужно в первую очередь служить Богу.
Прихожане рассказали, что во время одной из служб в ушачском храме на Рождество Божьей Матери, когда отец Вячеслав выходил на полиелей, на полминуты алтарь становился голубым. Этот цвет обозначает высшую чистоту и непорочность Богородицы. Людям это кажется чудом.Дважды отец Вячеслав пережил инфаркт — отрывался тромб, и оба раза чудом выжил. При этом семья священника — настоящие труженики. До сих пор держат двух телят, десять свиней, гусей, только картошки обрабатывают 43 сотки! Еще 30 соток в деревне Двор Плино отвели под огород.
— Дома у родителей было так принято, — поясняет отец Вячеслав. — После школы я окончил СПТУ в Малой Берестовице, работал перед армией пчеловодом в Дрогичинском районе. Мечта о своих пчелах сбылась здесь: разместил 18 ульев в малонаселенной деревне Старое Село.
Вместе с семьей священника едем к храму-часовне Святителя Николая Чудотворца. Он маленький, уютный, с очень теплой и душевной атмосферой. Расположен неподалеку от известного санатория «Лесные озера». Сюда приходят на службы по субботам из здравницы, а также жители деревень Ильюшино, Качаны, Двор Жары…
— Первые богослужения прошли в 2014 году, — рассказывает отец Вячеслав. — Главным инициатором стала местная жительница Людмила Козовая, ее дед служил в деревне Звон. Помогала ей двоюродная сестра Таиса Александровна с мужем Василием. Казалось бы, храм ради трех человек? Но сейчас приходит очень много людей, у здания пристроили трапезную, планируем ее благоустраивать.
Прихожанка Анна Цветинская делится, что в ее семье несколько памятных событий связаны с Николаем Чудотворцем. Вначале они с мужем решили повенчаться 11 августа, оказалось, это день святого Николая Чудотворца:
— Кроме того, некрещеный брат мужа тяжело болел и также в день Рождества святого Николая его окрестили. Через 40 дней на Рождество Богородицы с миром в душе он скончался.
Местные прихожане также рассказали, что неподалеку, в Стайском Бору, есть источник, в котором болотная вода в праздник Ильи становится прозрачной и исцеляет. Через сутки она вновь принимает обычный вид. Сельчане набирают ее на целый год.
Прощаясь с отцом Вячеславом и его паствой, по традиции спрашиваю, что для него главное в служении. «Привести людей к Богу и спасению душ, за это отвечает пастырь, — не задумавшись ни на секунду, отвечает он. — А для этого нужна молитва, покаяние и пост».
yasko@sb.by