Кинорежиссер Андрей Смирнов — о своем легендарном отце, Брестской крепости и новом фильме «Француз»
09.11.2019 10:01:06
Режиссер, сценарист, народный артист России Андрей Смирнов — сын легендарного Сергея Смирнова, автора книг о защитниках Брестской крепости — дебютировал военным фильмом «Пядь земли» по одноименной повести Григория Бакланова.
Настоящим событием в советском кино стал его фильм «Белорусский вокзал», снятый почти 50 лет назад. Лента удостоена главной премии на фестивале в Карловых Варах, а песня «Нам нужна одна победа» Булата Окуджавы давно стала военной классикой. За роль Ивана Бунина в картине «Дневник его жены» Андрей Смирнов удостоен приза «За лучшую мужскую роль» кинофестиваля «Лiстапад».
Новый фильм Андрея Смирнова «Француз» начинается с расставания и заканчивается расставанием.
— Андрей Сергеевич, почему сегодня решили рассказать эту историю?
— Чтобы вы лучше понимали нашу жизнь. Это та самая трагическая Россия, которая врезалась в нашу память. Это моя юность.
— Почему так долго снимали?
— Продюсером фильма была моя жена Елена Прудникова, она когда‑то играла в киноленте «Два капитана». В 2011 году я закончил картину «Жила‑была одна баба» и сел за новый сценарий, дописал его 31 декабря 2014 года за два часа до Нового года. Но 12 марта 2016 года лопнул банк, где были спонсорские деньги на фильм — 2 миллиона рублей. Их пришлось искать заново.
— Для кого этот фильм?
— Ну, на него не пойдут те, кто ходит в кино с ведром кукурузы. Главную роль сыграл француз Антон Риваль.
— Как он оказался в России?
— Захотел изучить систему Станиславского, поступил в школу‑студию МХАТ, женился, здесь у него родились дети.
— У «Француза» есть аллюзии с «Белорусским вокзалом» — о России как граде Китеже...
— Я никогда не пересматриваю свои фильмы — либо вижу цензурные раны, либо проколы.
— Премьера была в Париже?
— На премьере были советские эмигранты, была вдова Александра Гинзбурга, которому посвящен фильм.
— В картине феерически играют дворянок Нина Дробышева и Наталья Тенякова. Возможно возродить дворянство в России?
— Ну какое тут может быть дворянство? Откуда ему взяться? Из пивной?
— В фильме «Жила‑была одна баба» принимали участие курские, тамбовские, липецкие, саратовские, костромские, ростовские актеры...
— Такую группу, какую я собрал при советской власти, собрать уже не смогу. Центральная Россия дала своих артистов. И, на мой старческий взгляд, это очень талантливое поколение. В каждом театре Центральной России есть талантливые актеры, которые по каким‑то причинам не оказались на сцене столицы. Актеры были найдены в результате тщательных кинопроб, и только два артиста попали без проб. Это Роман Мадянов, которого я встретил на съемках сериала Глеба Панфилова «В круге первом». Мадянов сыграл министра госбезопасности Абакумова, а я играл зэка. На репетиции я понял, кто передо мной, и сказал: «Ты будешь у меня сниматься». Мадянов очень украсил нашу картину. Роль специально писалась для народного артиста России Всеволода Шиловского, учителями которого были великие старики, которые дали ему мастерство, дух, силу, мощь, веру...
— До «Бабы» вы долго не снимали кино.
— 29 лет. И твердо решил завязать с профессией. Но когда замаячила отмена цензуры в СССР, я вернулся.
— Чем занимались во время простоя?
— Это не был простой. Я работал как актер.
— Фильм снимался и в Беларуси. Где?
— В Минске, на студии снимали два месяца все павильонные сцены.
— Алексей Смирнов, ваш сын, работал над картиной, как он вам помогал?
— Вторым режиссером.
— Как бы вы оценили киноленту «Брестская крепость»?
— Первые сорок минут она сделана прекрасно. В фильме потрясающие актерские работы, Мерзликин замечательный.
— Вы часто бываете в Брестской крепости?
— Первый раз — когда мне исполнилось четырнадцать. Отец тогда сидел в Бресте и писал историю крепости. Это был 1959 год. А последний раз мы там побывали с братом, когда отцу было девяносто. Это значит, в 2005‑м. Отцом проделана колоссальная исследовательская работа. Считалось, что в Брестской крепости никто не выжил. Вначале у отца было единственное письмо участника обороны Самвела Матевосяна. В результате десятилетних поисков нашел больше 400 человек. Сам он считал эту работу главным делом жизни — возвращение человеческого достоинства людям, которые прошли через плен. Книга не выходила 18 лет.
— Крепость впечатляет и тревожит память...
— Через Муховец шла первая контратака. Причем успешная, когда опрокинули немецкий заслон и заняли костел. Я видел в 1959 году перила. Это были кружева. Там не было живого места от пуль и снарядов. Это производило потрясающее впечатление. Нужно было представить, что люди в этой ситуации жили. Но поставили новые перила. В подвале костела был камень из стекла. Температура такая, что бутылки плавились в камень. И этот стекловидный камень производил немыслимое впечатление.
— Над чем будете работать дальше?
— В моем возрасте загадывать далеко не стоит. Ну, естественно, лежать на диване не собираюсь.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru
Настоящим событием в советском кино стал его фильм «Белорусский вокзал», снятый почти 50 лет назад. Лента удостоена главной премии на фестивале в Карловых Варах, а песня «Нам нужна одна победа» Булата Окуджавы давно стала военной классикой. За роль Ивана Бунина в картине «Дневник его жены» Андрей Смирнов удостоен приза «За лучшую мужскую роль» кинофестиваля «Лiстапад».
Новый фильм Андрея Смирнова «Француз» начинается с расставания и заканчивается расставанием.
— Андрей Сергеевич, почему сегодня решили рассказать эту историю?
— Чтобы вы лучше понимали нашу жизнь. Это та самая трагическая Россия, которая врезалась в нашу память. Это моя юность.
— Почему так долго снимали?
— Продюсером фильма была моя жена Елена Прудникова, она когда‑то играла в киноленте «Два капитана». В 2011 году я закончил картину «Жила‑была одна баба» и сел за новый сценарий, дописал его 31 декабря 2014 года за два часа до Нового года. Но 12 марта 2016 года лопнул банк, где были спонсорские деньги на фильм — 2 миллиона рублей. Их пришлось искать заново.
— Для кого этот фильм?
— Ну, на него не пойдут те, кто ходит в кино с ведром кукурузы. Главную роль сыграл француз Антон Риваль.
— Как он оказался в России?
— Захотел изучить систему Станиславского, поступил в школу‑студию МХАТ, женился, здесь у него родились дети.
— У «Француза» есть аллюзии с «Белорусским вокзалом» — о России как граде Китеже...
— Я никогда не пересматриваю свои фильмы — либо вижу цензурные раны, либо проколы.
— Премьера была в Париже?
— На премьере были советские эмигранты, была вдова Александра Гинзбурга, которому посвящен фильм.
— В картине феерически играют дворянок Нина Дробышева и Наталья Тенякова. Возможно возродить дворянство в России?
— Ну какое тут может быть дворянство? Откуда ему взяться? Из пивной?
— В фильме «Жила‑была одна баба» принимали участие курские, тамбовские, липецкие, саратовские, костромские, ростовские актеры...
— Такую группу, какую я собрал при советской власти, собрать уже не смогу. Центральная Россия дала своих артистов. И, на мой старческий взгляд, это очень талантливое поколение. В каждом театре Центральной России есть талантливые актеры, которые по каким‑то причинам не оказались на сцене столицы. Актеры были найдены в результате тщательных кинопроб, и только два артиста попали без проб. Это Роман Мадянов, которого я встретил на съемках сериала Глеба Панфилова «В круге первом». Мадянов сыграл министра госбезопасности Абакумова, а я играл зэка. На репетиции я понял, кто передо мной, и сказал: «Ты будешь у меня сниматься». Мадянов очень украсил нашу картину. Роль специально писалась для народного артиста России Всеволода Шиловского, учителями которого были великие старики, которые дали ему мастерство, дух, силу, мощь, веру...
— До «Бабы» вы долго не снимали кино.
— 29 лет. И твердо решил завязать с профессией. Но когда замаячила отмена цензуры в СССР, я вернулся.
— Чем занимались во время простоя?
— Это не был простой. Я работал как актер.
— Фильм снимался и в Беларуси. Где?
— В Минске, на студии снимали два месяца все павильонные сцены.
— Алексей Смирнов, ваш сын, работал над картиной, как он вам помогал?
— Вторым режиссером.
— Как бы вы оценили киноленту «Брестская крепость»?
— Первые сорок минут она сделана прекрасно. В фильме потрясающие актерские работы, Мерзликин замечательный.
— Вы часто бываете в Брестской крепости?
— Первый раз — когда мне исполнилось четырнадцать. Отец тогда сидел в Бресте и писал историю крепости. Это был 1959 год. А последний раз мы там побывали с братом, когда отцу было девяносто. Это значит, в 2005‑м. Отцом проделана колоссальная исследовательская работа. Считалось, что в Брестской крепости никто не выжил. Вначале у отца было единственное письмо участника обороны Самвела Матевосяна. В результате десятилетних поисков нашел больше 400 человек. Сам он считал эту работу главным делом жизни — возвращение человеческого достоинства людям, которые прошли через плен. Книга не выходила 18 лет.
— Крепость впечатляет и тревожит память...
— Через Муховец шла первая контратака. Причем успешная, когда опрокинули немецкий заслон и заняли костел. Я видел в 1959 году перила. Это были кружева. Там не было живого места от пуль и снарядов. Это производило потрясающее впечатление. Нужно было представить, что люди в этой ситуации жили. Но поставили новые перила. В подвале костела был камень из стекла. Температура такая, что бутылки плавились в камень. И этот стекловидный камень производил немыслимое впечатление.
— Над чем будете работать дальше?
— В моем возрасте загадывать далеко не стоит. Ну, естественно, лежать на диване не собираюсь.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru