Многострадальный закон
25.07.2006 01:00:00
Напомню, в январе 2005 года на совещании с ректорами вузов глава государства критически отозвался об идее перехода на двухступенчатую систему высшего образования — бакалавриат и магистратуру, мол, она может способствовать миграции лучших выпускников вузов за пределы Беларуси. Поэтому проект закона был отозван из нижней палаты парламента. Вновь внесенный документ прошлой осенью уже не содержал такого термина как “бакалавриат”, а две ступени высшего образования представляли собой подготовку дипломированных специалистов и магистров. Депутаты приняли этот закон в первом чтении и рассчитывали принять его во втором чтении на весенней сессии 2006 года, но вместо этого вынуждены были снять документ с рассмотрения и перенести его на осень. Дело в том, что законопроект нужно привести к единому знаменателю с появившимися недавно указами президента страны, регулирующими такие вопросы, как правила приема в вузы, стоимость учебы, порядок и сроки отработки выпускников. Дальнейшая проработка документа вызвала у Владимира Здановича сомнение в том, что высшая школа вообще может его получить — слишком много законодательных нестыковок, о чем Владимир Матвеевич и заявил во время недавнего обсуждения проекта закона “О высшем образовании” на совместном заседании своей комиссии и представителей Министерства образования.
Например, что такое магистратура? То ли это вторая ступень высшего образования, то ли первая послевузовского образования, т.е. аспирантуры? Если магистратура является первой ступенью аспирантуры, то нормы о ней должны содержаться не в законе о высшем образовании, а в законе о научной деятельности.
— Концепция закона, за которую проголосовали депутаты, разрушена полностью, потому что высшее образование становится де-факто и де-юре одноступенчатым, — заявил Владимир Зданович. — Высшее образование не изменилось, каким оно было в советские времена, таким и осталось, зато две ступени обрела подготовка кандидатов наук. Но даже если на это закрыть глаза, то мы не можем дать ответы на такие вопросы: должен ли выпускник вуза перед поступлением в магистратуру отработать два года по распределению, надо ли распределять выпускника магистратуры, будет ли предоставлена человеку, обучающемуся в магистратуре, отсрочка от службы в армии? Пока все эти вопросы решаются на уровне личных связей и договоренностей.
Далее, существующее положение в отношении магистров дает им возможность беспрепятственно без каких-либо обязательств покидать страну. То есть та тревога, которую выражал глава государства в отношении бакалавров, теперь вполне обоснованно может возникнуть в отношении магистров. Или такой нюанс: сейчас выпускники вузов могут поступать в аспирантуру, минуя магистратуру. С принятием же закона без прохождения магистратуры доступ к большой науке будет закрыт. После распада СССР Беларусь потеряла почти две трети научных кадров, а удлинение срока обучения в аспирантуре на год-два может еще больше усугубить положение, так как не каждый человек пожертвует четырьмя, а на заочной форме — семью годами личной жизни для того, чтобы стать кандидатом наук. Наконец, каким же будет статус магистра? Если раньше специалиста мы, образно говоря, считали ремесленником, а магистра — творцом, то кто теперь магистр? Младший аспирант?
Это были еще не все вопросы, на которые председатель профильной парламентской комиссии желал услышать ответы от представителей Министерства образования. Владимир Зданович напомнил участникам заседания, что недавно вице-премьером страны Александром Косинцом поставлена задача: в десять раз увеличить количество иностранных студентов в Беларуси. Последние, как пояснил Владимир Матвеевич, предпочитают получать высшее образование в том государстве, где обеспечено высокое качество университетского образования, его непродолжительный срок, низкая стоимость учебы и комфортные условия жизни. Кроме того, большинству иностранных студентов требуется диплом бакалавра.
Законом предусмотрено уменьшение срока обучения в вузах до 4 лет, стоимость учебы приемлема, и жить в Беларуси неплохо. Сложности только с выдачей дипломов бакалавра, потому что такой ступени у нас уже нет. В итоге вузы работают по принципу “кто во что горазд”. Одни выдают иностранцам диплом международного образца, в котором пишут и специальность, и то, что он является бакалавром. Другие вузы выдают два диплома, а третьи — только диплом специалиста. Законодательная неопределенность с выдачей дипломов бакалавров, по мнению Владимира Здановича, не будет способствовать притоку в нашу страну иностранных студентов.
Называл он и другие нестыковки законопроекта с документами, изданными Министерством образования. Скажем, договорные отношения в проекте закона предполагалось устанавливать со всеми категориями студентов, а в указе № 80 эта норма оговорена только для платников и целевиков. Парламентарии предлагали дать возможность получения образования за счет республиканского или местных бюджетов, остался только первый вариант. Лишились возможности получить высшее образование на заочной форме обучения за бюджетные средства матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, и инвалиды, поскольку они не работают по специальности. Непонятно депутатам, почему ректоры государственных вузов могут снижать студентам-платникам стоимость обучения, а руководители частных вузов такого права лишены.
На все поставленные вопросы попытался ответить первый заместитель министра образования Александр Жук. По его словам, хотя термин “бакалавриат” и исключен (кстати, французы его тоже не используют, поскольку у них бакалавр — это выпускник лицея), двухступенчатая система в высшем образовании все же сохранена. Потому что сохранена магистратура, являющаяся второй ступенью высшего образования.
— Да, она должна быть ориентирована на подготовку к продолжению обучения в аспирантуре, — подчеркнул Александр Иванович. — И мы для этого все сделали. Но по своему статусу магистратура — это все же вторая ступень высшего образования, поэтому она как норма должна быть в законе о высшем образовании. Если мы ее уберем, то останемся с одной ступенью в высшем образовании, чего уже нет, по сути, ни в одной стране мира. А все нюансы, связанные с двухступенчатой системой, разрешимы в рабочем порядке.
Что касается договорных отношений со студентами, то они могут быть прописаны в других документах. На заочной форме обучения за счет бюджетных средств, по мнению Александра Жука, должны учиться те, кто уже имеет хотя бы год стажа по специальности. Иностранным студентам, и Президент страны об этом говорил, если они хотят, будут выдаваться дипломы бакалавра. В США, к слову, сейчас обучается 500 тысяч иностранных студентов, что приносит 12 миллиардов долларов прямого дохода и 8 миллиардов — косвенного. Европа тоже делает все, чтобы к ним ехали учиться. Многие страны проявляют интерес и к Беларуси, в частности Китай.
— Мне кажется, что ставить вопрос об отзыве или отклонении законопроекта неправильно, — заявил первый заместитель министра образования. Он также сообщил, что его ведомство сейчас работает над кодексом об образовании — принципиально другим документом, который вберет в себя все принятые уже законы сферы образования нашей страны, а также опыт других стран. Уже готов черновой вариант кодекса, который в правительство будет передан в декабре, а через год его планируется внести на рассмотрение в парламент.
— Если мы не примем закон о высшем образовании сейчас, а кодекс появится в стране лишь в 2008—2009 годах, то все это время придется работать в непонятном правовом поле в сфере высшего образования, — подытожил Александр Жук. Он, похоже, убедил депутатов.