О толерантности и традициях межконфессионального мира на наших территориях свидетельствуют древние храмы

Многоголосие веры

Беларусь — страна многонациональная. Здесь издревле не просто терпимо относились к другим народам, а с открытой душой принимали их, не пытаясь переделать на местный лад, — вместе с жизненным укладом и религией.




Сейчас, особенно в западной части Беларуси, нередко соседствуют церковь и костел. А столетия назад, когда исторические обстоятельства забрасывали на нашу землю крупные диаспоры переселенцев, на храмовой карте появлялись экзотические для местных жителей мечети, кирхи, синагоги. Благодаря толерантности и миролюбию белорусов многие из этих свидетельств народного единства сохранились до наших дней. Зачастую — исключительно благодаря поддержке государства. Сейчас они являются туристическими достопримечательностями и носителями нашей общей истории. 

Легенда над Неманом

Самым древним свидетельством религиозной терпимости предков современных белорусов однозначно является Свято-Борисо-Глебская (Коложская) церковь. Строительство этого памятника духовного зодчества пришлось на XII век, когда на наших землях еще царило язычество. Достаточно вспомнить, каким жестким было насаждение христианства в Болгарии, Венгрии, Польше и Чехии или даже в соседней России. Причем страдали от этого представители обеих сторон. У нас же христианство пришло под руку с просвещением, появлением мыслителей и меценатов, зодчих и ученых, прославивших белорусскую землю.

О мощи созидательной силы взаимопроникновения культур свидетельствуют даже стены старинной гродненской Коложи. Именно под этим названием церковь известна большинству белорусов. На момент возведения она находилась в отдалении от стен города на безлюдной площадке урочища Коложань. Слово это обозначало место, где бьют многочисленные родники, и поэтому оно свято почиталось окрестными язычниками. Необыкновенной красоты здание, украшенное разно­цветной майоликой, появилось на месте прежнего религиозного поклонения и не встретило сопротивления со стороны здешних жителей. 

Есть одна интересная деталь, которая не имеет документального подтверждения, но в реальности которой не сомневается ни один гродненец, побывавший у стен уникального храма. Дело в том, что в них аккуратно вмурованы расколотые надвое гигантские валуны. Как известно, такие приметные камни во времена язычества часто использовались как ритуальные и особо почитались поклонниками дохристианской веры. Горожане не сомневаются, что во время возведения храма строители использовали такие камни для того, чтобы новая святыня носила в себе частичку старой. Так людям было проще адаптироваться во время перелома религиозного самосознания.

Несмотря на свой почтенный возраст, Коложа прекрасно сохранилась. В ­2017-м благодаря государственному финансированию стартовал комплекс ремонтных работ, которые позволили восстановить площади, закрытые вспомогательными стенами, установленными после оползня более чем столетней давности. Кроме того, восстановительные, ремонтные и укрепительные работы затронули не только церковь, но также коммуникации, инфраструктуру и крутой берег Немана, который уже однажды сыграл злую шутку с архитектурной жемчужиной Беларуси. Сегодня специалисты и священнослужители уверены: в ближайшее время за сохранность историко-культурной ценности можно не волноваться.

Свято-Борисо-Глебская церковь. 
Фото  БЕЛТА

Поющий храм

Лютеранская кирха в Гродно.
Фото  БЕЛТА
В Гродно также находится единственная в стране лютеранская кирха. Ее построили после того, как в городе появились немцы-протестанты, приехавшие работать на королевских мануфактурах. Точнее, поначалу под кирху было приспособлено здание бывшей таверны. И все же педантичным немцам не давал покоя тот факт, что выделенный им молельный дом мало напоминал полноценный храм. Поэтому в начале XIX века была начата перестройка утилитарного здания в каменную кирху в стиле неоготики. Работы были закончены в 1843 году, но позже к храму пристроили дом пастора и украсили центральную башню часами. В начале XX века в Гродно насчитывалось около двух тысяч лютеран. В основном это были этнические немцы.

Будущее храма оказалось под угрозой только единожды — в послевоенные годы, в разгар антирелигиозных настроений. Говорят, что спасло храм только то, что в разрушенном городе было слишком мало уцелевших зданий. Поэтому помещение отдали в пользование областному архиву. Там он и располагался в течение 50 лет.

Спустя полвека здание передали городской лютеранской общине. Нынешний пастор гродненской евангелическо-лютеранской общины Владимир Татарников отсчет начала возрождения храма ведет со дня покупки органа. Старый разобрали еще в 40-х годах прошлого столетия. Думали установить в каком-нибудь концертном зале, но сборщика не нашли. Так орган и сгинул. Новый инструмент искали более двух лет. Никак не могли найти подходящий, но руки не опускали, ведь лютеранская община без органа — это неправильно, считает Владимир Татарников:

— Нашу церковь еще называют поющей. Здесь много внимания уделяется духовной музыке. Мы верим, что орган исцеляет душу. К слову, достаточно вспомнить, что гениальный Бах был лютеранином.

Сегодня благодаря финансовой помощи представителей бизнеса и содействию городских властей храм полностью отремонтирован. Ему вернули первоначальный внешний вид. Исправен и орган. Каждые выходные под сводами уникальной кирхи проводятся органные концерты для всех желающих.

Под знаком полумесяца

Еще один достойный туристический объект находится практически на полпути между Минском и Гродно. Это знаменитая ивьевская мечеть, построенная более 130 лет назад. К слову, храм стал подарком местным татарам от католички графини Эльвиры Замойской.

История появления татар на Беларуси связана с их репутацией отменных воинов. Защитников с Востока расселяли вдоль границ Великого Княжества Литовского, чтобы увеличить его обороноспособность. И то, что за 620 лет мусульманская община здесь не утратила своей национальной идентичности и религии, — вовсе не признак обособленности ее представителей от остальных жителей, утверждает местный имам учитель белорусского языка и литературы Ивьевской средней школы Адам Радецкий.

Имам Адам Радецкий возле мечети в Ивье.
Фото Алексея Вязмитинова

В детстве у нынешнего имама лучшим другом был мальчик из католической семьи. Разница в вероисповедании и происхождении не мешала им вместе играть в футбол, ходить в школу, общаться, приглашать друг друга на праздники. Да и сейчас, будучи имамом, Адам Сулейманович рад видеть самых разных гостей на традиционных мусульманских торжествах:

— Я родом из обычной рабочей семьи. Мама трудилась в сфере связи, отец в разное время был водителем, слесарем, токарем. Хорошие люди, труженики. Приходили с работы и принимались за огород. Они и моя бабушка привили интерес и уважение к религии. Поэтому, когда мне, еще ученику 10-го класса, предложили отправиться в Турцию и пройти обучение основам ислама и чтения Корана, я сразу же согласился. Пришлось потом экстерном проходить пропущенную программу общеобразовательной школы, чтобы перейти в 11-й класс.

Вернувшись из-за границы, Адам Радецкий пришел к однозначному выводу: белорусские мусульмане не похожи на выходцев из стран, где эта ­религия имеет статус единственной государственной. Наши намного толерантнее и с гораздо большим уважением относятся к укладу жизни и традициям других народов. Такое же отношение здесь и к мусульманам. Вот вам пример: по согласованию с райисполкомом школьная администрация приняла решение не ставить Адаму Сулеймановичу уроки по пятницам — в этот день имам должен проводить пятничный намаз. Сегодня в Ивье и его окрестностях живут около 500 татар. К своей роли в общине имам Адам Радецкий относится ответственно. Он духовный лидер, призванный направлять своих подопечных на верный путь, чтить традиции и религию предков. 

Белорусский Нотр-Дам

Религиозный туризм по Беларуси нельзя представить без посещения костела Святой Троицы в Гервятах. Об этом удивительной красоты храме широкому кругу стало известно, наверное, только лет 10 назад. Дело в том, что долгое время его великолепие плохо угадывалось на фоне многолетней запущенности. Все изменилось около 20 лет назад с приходом неравнодушного священнослужителя — нового настоятеля местного прихода ксендза Леонида Нестюка. Заброшенный и никому не известный костел в небольшом агрогородке он превратил в архитектурную жемчужину общеевропейского масштаба, белорусский Нотр-Дам-де-Пари, как его нередко теперь называют. Для того чтобы храм приобрел сегодняшнее великолепие, священник организовал колоссальные реставрационные и ремонтные работы — и внутри, и снаружи. Последнее десятилетие своей жизни ксендз Леонид занимался ландшафтным дизайном. Результатом его усилий стал великолепный сад, который уже успел стать туристической достопримечательностью. Ему также нашли аналог во Франции. Говорят, что, если не сравнивать масштабы территории, впечатления от его посещения остаются не менее сильные, чем от окрестностей Версаля. Здесь только различных видов деревьев около 300, не говоря уже о бесчисленных цветах, которыми усыпан сад. Не забыты и белоснежные статуи, которые так и хочется назвать парковыми.

Костел Святой Троицы в Гервятах.
Фото  БЕЛТА

Не менее роскошно и удивительно выглядит внутреннее убранство храма. Главным украшением стали три резных алтаря, а основной достопримечательностью — икона, изображающая святого Иосифа с младенцем. Ее создание датировано 1514 годом. Считается, что она перешла «по наследству» из старого деревянного храма, который находился на этом месте полтысячелетия назад и на смену которому в начале XX века пришел каменный красавец. 

Каменная сказка костела подарила известность самому обычному, рядовому агрогородку, жители которого сейчас переполнены гордостью от того, что живут в таком замечательном месте. 

Синагога от Гуччи

Гродненская синагога — одна из старейших и красивейших действующих синагог в СНГ. Храм был построен в XVI веке. Инициатором строительства был тогдашний раввин Мордехай Яффе. Проект удивительного здания он заказал у итальянского архитектора Гуччи. Евреи в Гродно начали селиться в начале XVI века. Именно тогда был снят запрет на расселение представителей этой национальности на территории Великого Княжества Литовского. Более того, им было предоставлено право требовать возвращения конфискованного имущества, чем те с готовностью и воспользовались. Уже к середине того же века десятая часть города, даже больше, была застроена еврейскими домами. А к концу XIX века евреи составляли большинство жителей Гродно. В 1887 году гродненским евреям принадлежали 88 % коммерческих предприятий, 76 % фабрик и мастерских, 65,2 % недвижимого имущества в городе. 

Тем не менее в отличие от евреев, разбросанных по другим странам, гродненские никогда не подвергались гонениям со стороны коренного населения. Более того, именно здесь нашли приют украинские иудеи, сбежавшие от погромов в середине XVII века.

Гродненская синагога.

Длительное время Гродно считался одним из духовных центров польского еврейства. Первая книга, изданная на иврите в ВКЛ, была отпечатана в Гродно. Одна из первых в царской России кооперативных ссудо-сберегательных касс была основана в Гродно. И даже один из первых еврейских социалистических кружков появился именно здесь.

Беда пришла в 1941 году вместе с фашистами. В результате геноцида в Гродно было уничтожено 20 тысяч евреев, и только 200 удалось скрыться от немцев и спастись. Причем помощь в спасении (нередко ценой собственной жизни) оказывали местные жители, невзирая на вероисповедание и национальность.

РЕЛИГИЯ В ЦИФРАХ

♦ Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1709 общин, 15 епархий, 6 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств, одну миссию.

♦ В составе Римско-католической церкви в Беларуси 4 епархии, 498 общин, 6 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей.

♦ Протестантские религиозные организации представлены 1038 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 13 религиозных направлений.

♦ В трех иудейских религиозных объединениях насчитывается 53 религиозные общины, они располагают 9 культовыми зданиями, одним духовным учебным заведением.

♦ В Беларуси действуют 24 мусульманские религиозные общины, которые располагают 9 культовыми зданиями, в том числе Соборной мечетью в Минске. 

♦ В 2015 году зарегистрирована буддистская община в Минске «Шен Чен Линг» традиции Бон. 

Государственный подход

Президент Беларуси уделяет огромное внимание вопросам деятельности религиозных организаций. Проводятся встречи Главы государства с членами Синода Белорусской православной церкви и руководством Римско-католической церкви в Беларуси. 11 ноября 2016 года с участием Александра Лукашенко и президента Турции Реджепа Эрдогана в Минске была открыта Соборная мечеть. Знаковым событием для нашей страны стало в прошлом году 550-летие обретения чудотворной Жировичской иконы Божией Матери и 500-летие со дня основания Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря — духовной святыни нашего народа. 

Серьезные государственные средства выделяются на реставрационные и ремонтные работы наших святынь. В этом году Александр Лукашенко дал поручения по восстановлению костела в Будславе, пострадавшего от пожара. 

С 2008 года при уполномоченном по делам религий и национальностей действует Консультативный межконфессиональный совет, деятельность которого нацелена на развитие межконфессионального диалога, сохранение традиций толерантности, активизацию взаимодействия органов государственного управления с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов. 

charovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter