Младший из «трех дубков»

Как живется сыну Якуба Коласа?
Как живется сыну Якуба Коласа?

Коласовский дом в центре столицы — место известное не только минчанам. Со всей страны сюда приезжают школьники, да и просто поклонники творчества классика постоянно заглядывают. Желание проникнуться атмосферой, уловить дух дома, в котором написаны многие хрестоматийные строки, где жил сам поэт, у публики читающей и думающей неистребимо. А рядом с Литературным домом–музеем Якуба Коласа — скромный двухэтажный коттедж, где живут наследники поэта. Патриарх среди них — Михась Константинович Мицкевич, самый младший из «трех дубков». Средний — Юрка — погиб на войне. Старший — Данила — умер несколько лет назад. А младшему, герою поэмы «Мiхасёвы прыгоды», недавно исполнилось 80 лет.

В почтенном своем возрасте Михась Константинович по–прежнему весь в делах и заботах. По должности — научный сотрудник в музее отца. По душевному призванию — хранитель памяти о жизни Коласа. А еще неустанный пропагандист творчества народного песняра. Пишу эти строки и думаю, что никак они не расскажут об уникальной личности Михася Мицкевича... Те, кто лично с ним знаком, в уникальности этой не сомневаются. А вот убедить других... Впрочем, убеждать — дело пустое, если нет у человека изначального интереса к культуре и литературе. И сегодня еще, случается, в иной застольно–кухонной беседе кто–то брякнет без всякой тени сомнения, что, мол, тяжело нашим талантливым деткам в свет пробиваться. У тех, кто уже пробился, прорвался, есть свои сыночки и дочурки. Так, выходит, и становятся дети маршалов как минимум генералами. Дети академиков идут в науку, да непременно — в родительскую отрасль. Сыновья и дочери писателей смело марают бумагу и тоже становятся мэтрами. Правда, у легендарного графа советской литературы Алексея Толстого сын Никита — доктор физико–математических наук. Сын В.Яна Михаил Васильевич Янчевецкий — известный промышленный архитектор. Вячеслав Иванов, сын Всеволода Иванова, автора хрестоматийной пьесы о гражданской войне «Бронепоезд 14–69», — специалист в области древневосточных языков, во времена «ранней перестройки» — народный депутат СССР.

Михась Мицкевич, повзрослевший в военное лихолетье, поступил в технический вуз. Аттестат отличника, а не отцовские «подпорки» привели в авиационный институт. Относясь с большим пиететом к литературным трудам Константина Михайловича, и старший Данила, талантливый химик, и Михась немалое почтение испытывали перед науками точными. Кстати, Данила и одобрил выбор младшего брата: «Инженер — профессия что надо!..» Михась увлекался техникой, отменно стрелял, чувствовал долг перед погибшим братом. Когда через много лет друзья соберутся на юбилей своего товарища, кто–то из гостей скажет и такое: «Не случайно Михась стал мастером спорта. Это он не по летящим мишеням стрелял, а все в фашистов метил, из–за которых Юрка погиб...»

Вуз младший сын Коласа заканчивал уже в Минске. Политехнический. Дипломную работу по листовой штамповке выполнил под руководством Губкина. Кстати, сейчас в БНТУ именем этого академика названа кафедра «Машины и технология обработки металлов давлением». И это не простая дань памяти уважаемому человеку. Сотрудничество с кафедрой и сегодня почитают за честь многие вузы и крупные фирмы России, США (знаменитая «Итон» из Детройта), Германии, Украины, Польши, Словакии. После «политеха» Михась Мицкевич пришел в лабораторию электрофизики академического Физико–технического института. Оказалось, что на полвека «с хвостиком». За кандидатской степенью последовала докторская. К медалям ВДНХ — бронзовой, серебряной, золотой — добавилось звание лауреата Государственной премии БССР. Счет патентам на изобретения, статьям в научных журналах идет на сотни. Хотя и переходит количество в качество, Михась Константинович другие задачи перед собой, а потом и перед своими учениками ставил: наука обязана приносить пользу производству, влиять на развитие промышленности. Изучение не известных ранее процессов привело к появлению новых методик, приспособлений, устройств. Именно Мицкевичем сформулирован принцип «технологической пары». Были классифицированы шесть типовых технологических процессов, которые позволили сэкономить и время, и деньги. Новшество внедрили не только на Борисовском заводе автотракторного оборудования, но и на многих предприятиях Советского Союза.

...О том, что Михась Константинович пишет эпиграммы, до недавнего времени мало кто знал. Но вот составил поэт Казимир Камейша антологию белорусской эпиграммы, и оказалось, что сын Коласа — едва ли не самый интересный автор этого уникального сборника. А однажды довелось услышать от Камейши, что ученый и главным консультантом антологии выступил. Вот тебе и «технарь», искатель лучших методов сварки! А в журнале «Полымя» в последние годы начали публиковаться мемуары Мицкевича — о коласовским «летаваннi» в деревнях и на хуторах пуховичского края, о брате Юрке. Когда спрашиваю у кого–то из писателей, прочитали ли они эти воспоминания, меня поправляют: «Так это же настоящая художественная проза!» Новая ипостась человека увлеченного и в своих занятиях ответственного. Кстати, все хобби сына Коласа (рыбалка, охота, грибные походы пока не в счет) мной еще не до конца перечислены. Впрочем, увлечения тянут на занятия серьезные. Никогда не расставаясь с фотоаппаратом, младший сын обошел–объехал и запечатлел все стежки–дорожки Коласа. Теперь уникальные фотоматериалы стали основой еще одного богатого экспозиционного зала. На этот раз — в краеведческом музее в Марьиной Горке. Мицкевич — частый гость и в Белорусском обществе дружбы с зарубежными странами. Не случайно уже не первый год он возглавляет правление общества дружбы «Беларусь — Ирландия». Хлопот это добавляет. Но у Михася Константиновича жизнь энергичная. А когда кто–то акценты по его заслугам расставляет, смущенно улыбается. И, как лично мне кажется, становится очень похожим на «дядьку Коласа».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter