Митяевщина
21.02.2009
...Я люблю творчество Олега. Правда, правда!
Если у бардовской песни и была когда–то своя «новая волна», то лидером ее я бы назвал именно Митяева. Я абсолютно не помню тот момент, когда место на магнитофонной пленке заняли песни Олега. Конечно, это была «Как здорово...» и, конечно, это были еще... «Как здорово...»... Короче говоря, одна песня заняла. Но зато какая! И в самом деле гимн нового поколения, отправляющегося «за туманом»! Потом песни на все времена у Митяева пошли потоком, правильным потоком: «Давай с тобой поговорим», «Француженка», «Неутешительные выводы»... Трогательные, оптимистично–грустные и непустые песни от в меру философствующего интеллигента, только без очков и шляпы, как будто бы родного брата мастеров культуры–шестидесятников. И пусть этот бескорыстный романтик уже был покалечен товарно–денежными отношениями — известная история «выбивания» Олегом авторских с Шуфутинского за исполнение Михаилом Захаровичем песни «Соседка». Однако ничто не могло изменить в худшую сторону мое отношение к нему и к героям его песен, в том числе и к все тем же вечным туристам–геологам с гитарами, по–прежнему бороздящим просторы планеты, но уже в конце века прошлого — начале этого...
«Беда» авторской песни в том, что, следуя небесспорной «теории волны» уважаемого Эдуарда Семеновича Ханка, на гребень безусловной популярности тебя возносит лишь однажды, а потом начинается спуск (повезет, если плавный). Лично я не припоминаю таких случаев — даже у мэтров из мэтров, когда артист этого жанра, достигнув пика в своем творчестве, потом смог бы покорить очередной. У эстрадных, джаз–, рок–звезд такое бывало, у бардов — нет, будь ты суперталантлив и корифей из корифеев. Об Олеге Митяеве нельзя сказать, что у него — как отрезало, куда–то все ушло. Это не тот случай, когда творца практически враз покидает вдохновение и дальше идут вызывающие грустнющую жалость попытки создать что–то, хотя бы пусть даже отдаленно похожее на предыдущие шедевры, как это произошло, скажем, с великими кинорежиссерами Данелия и Рязановым. Митяев который год спускается с горы, не спеша, достойно, изредка подтверждая, что Боженька таки коснулся его головы, одарив талантом писать красивые, напевные, добрые песни. Вот только большая часть из нового репертуара — мелодически однообразна и скучна, а в текстах — все больше усталости и прожитых лет (из последнего, что меня зацепило, — «Мой отец», «Пройдет зима», «Маршрутка»). Увы, никуда от этого не деться. И, наверное, какое же это счастье для музыканта — видеть, что кто–то идет твоей дорогой, рядом с ней, в одну сторону с тобой, кто–то из молодых и дерзких. Митяев должен быть счастлив, ибо он «породил» митяевщину — группу Uma2rmah. Олег Григорьевич, «хорошо, что приехал!..»
А концерт вышел отменно аншлаговым! В такой знакомой митяевской атмосфере дружеского вечера — никого из чужих, все свои. А свои не любить не могут. И это — романтика, есть и останется...
Рисунок Олега КАРПОВИЧА, "СБ".